
Яма
Kizaru
«Какие-то «кредиторы» вламывались, выставляли весь аппарат с хаты — вместе с ноутбуком на котором был весь альбом, почти готовый по звуку уже»
История создания одного из первых удачных фонк-релизов на русском
В 2014-м вышел 8-трековый альбом «Яма» от двух неприметных рэп-исполнителей из Санкт-Петербурга — YVN KXX и Сонши Алеф. Вскоре после этого первый из них покинул Россию в связи с уголовным преследованием и перебрался в Барселону, где стал писать рэп под именем kizaru. Оглядываясь на «Яму» из 2021-го, можно констатировать, что это был один из первых релизов, удачно адаптировавших фонковое звучание к русскому языку. Фонк сыграл важную роль в развитии хип-хопа 2010-х, а альбом «Яма» сегодня по праву считается культовым среди ценителей русского рэпа. Мы решили напомнить о нем в связи с выходом альбома на цифровых площадках.
«Я размотанный в говно прямо с самого утра, я смотрю в свое окно и там е**ная дыра», — с этих строчек Сонши начинается релиз, и его своеобразный «обезьяний» флоу отлично дополняет параноидальный бит в стиле раннего SpaceGhostPurrp. «Яма» — альбом, передающий ментальное состояние человека, запертого в клетке с дикими зверями. В процессе он сам превращается в зверя, но пока еще держится.

Несмотря на то, что из двух участников альбома, сегодня гораздо известнее человек, который здесь читает под именем YVN KXX, Сонши Алеф на «Яме» затмевает его раста-харизмой и поэтическим безумием. Молодой Кизару здесь еще только оттачивает мастерство, но в его арсенале уже есть характерный гнусавый флоу и убедительный драгдиллерский вайб. Что неудивительно, ибо запись альбома происходила в самой настоящей «яме», параллельно с торговлей запрещенными веществами. Вот как обстоятельства создания альбома описывает сам Сонши:
«Какие-то «кредиторы» (назовём это мягко, без национальных подтекстов, хотя они были) вламывались, выставляли весь аппарат с хаты — вместе с ноутбуком на котором был весь альбом, почти готовый по звуку уже. Потом чиксы искали этих кредиторов по блат-хатам и коммунам питерским. Нашли. Выцыганили бук с ЯМОЙ обратно».
Сонши Алеф
То есть альбом, точнее компьютер, на котором он хранился, был отнят в счет долга за товар в процессе разборок питерских наркоторговцев.
Сонши Алеф — один из самых недооцененных исполнителей русского рэпа, он всегда был ближе к андер-тусовке (Чемодан, Оу74, Муровей), хотя делал рэп под влиянием южатины. Его рэп-карьера так и не сложилась: он до сих пор выпускает очень интересные по звучанию и флоу релизы, которые не получают должного внимания слушателей.
Что касается YVN KXX, то он вырос в одного из крупнейших рэп-исполнителей СНГ, однако путь к этому был долгим. На момент выхода «Ямы», Кизару не обладал даже андеграундной известностью, а лавры первооткрывателя клауд-рэпа на русском у него перехватил белобрысый парень по имени Глеб Голубин. Прошло немало лет, прежде чем Кизару смог доказать, что он больше, чем язвительный андеграундный боец со сроком за торговлю.
В итоге, один из авторов при деньгах и на вершине, а второй в безвестности — история хип-хопа в миниатюре. В хип-хопе все и всегда начинается с «Ямы» — а вот чем закончится, зависит только от тебя.
«Яма» — это хоть и несовершенная, но культовая запись, очень значимая для истории нового русского рэпа, в котором южные традиции вышли на первый план. Обязательно к прослушиванию каждому поклоннику жанра.
Лучшие треки: «Яма», «Маленький панк», «Капкан»