
Lord Apex: большое интервью о смыслах в хип-хопе, самоидентификации, MF DOOM и русском дрилле
«Карма» говорит с одним из самых интересных новых имен в Великобритании
Lord Apex – 24-летний рэпер из Лондона. Слушая его музыку, вы не сразу почувствуете корни артиста: у него свой уникальный стиль, который сильно отличается от большинства популярного в Британии рэпа. Вместо грайма и дрилла Apex вдохновляется Madlib, MF DOOM, Mac Miller, Gucci Mane и другими выходцами из США. В конце апреля Lord Apex выпустил третью часть своей куш-рэп-серии Smoke Sessions. Мы пообщались с музыкантом об источниках вдохновения, узнали, что он думает о русском дрилле и кто его любимый рэпер прямо сейчас.

Давай поговорим о твоем последнем релизе Smoke Sessions Vol. 3. В отличие от других популярных куш-рэп-альбомов, эта пластинка явно создана не только для того, чтобы откинуться в кресле и наслаждаться музыкой. Как ты пришел к тому, что начал совмещать расслабленное и текучее настроение с умными панчлайнами и строками о поисках мудрости?
В дестве я слушал разную музыку, включая треки от «курящих» рэперов. У многих из них были микстейпы, посвященные этому образу жизни: Curren$y, Wiz Khalifa, Smoke DZA и так далее. Я никогда не хотел делать просто музыку о курении и говорить только об этом в каждом треке. Мне хотелось отдать дань уважения тем артистам, но сделать это более концептуально. Interplanetary Funk (микстейп Lord Apex 2017 года. – Прим. ред.) – тоже микстейп для стоунеров, но вместо того, чтобы говорить об этом напрямую, мы летим в космос, так веселее. Что касается знаний и умного посыла, я всегда был таким вне музыки, а потом начал привносить все это в свои песни, основываясь на огромном количестве того, что слушал.
Ты любишь изучать куплеты и смысл, который в них заложен. Хотелось бы узнать и о твоем подходе к звуку, битам. Как ты понимаешь, что определенный инструментал – это именно то, что тебе нужно?
Во-первых, если я слышу что-то очень абстрактное, как будто никто никогда не читал рэп поверх подобного бита, я выбираю этот вариант. Во-вторых, мне нравятся биты, которые звучат «вне времени», будто я мог бы слушать их бесконечно, даже до того, как начал писать на них текст. В-третьих, меня привлекают биты, напоминающие музыку, которую я слушал в детстве. Пожалуй, это главные критерии.
Как ты работаешь с продюсерами? Вы садитесь и пишете вместе или тебе присылают биты на выбор?
Обычно я просто листаю SoundCloud, но многие из моих первых битов мне прислали по почте. Да и сейчас некоторые инструменталы, которые мне очень нравятся, приходят в рандомных имейлах от разных продюсеров. Чем выше я поднимаюсь, чем большего успеха добиваюсь, тем сложнее становится проверять каждое письмо, но я все равно стараюсь выделять на это время. Никогда не знаешь, что можешь найти в одном из них. Я доверяю своему уху больше, чем кому-то еще – я слышал много классических записей и знаю, как звучит классический бит.
Складывается ощущение, что твоему звуку больше место в Нью-Йорке, чем в Лондоне. Ты не делаешь дрилл и грайм, у твоей музыки другие корни. Ощущал ли ты когда-нибудь, что должен был родиться в другом месте? Видишь ли ты это как проблему, или глобализация – это нормально?
Когда мне было 16, это казалось настоящей проблемой, потому что уже тогда я читал с американским акцентом, хоть и неосознанно. Я слушал только их музыку, и это проявлялось, когда я читал рэп. Тогда у меня действительно были проблемы с самоопределением. Я не чувствовал, что достаточно хорош, чтобы быть из Великобритании, потому что не слушал британскую музыку и не одевался, как другие британские парни. Но все то, за что над тобой издеваются в школе, через несколько лет становится твоими сильными сторонами. Ребенком я слушал все, что моя мама записывала с телевизора. Топ-10 горячих клипов из 1990-х – тогда это была только американская музыка, для меня было обычным делом слушать такие кассеты. Так что это не был осознанный выбор – не слушать ничего британского. В старшей школе я стал слушать намного больше британской музыки, потому что ее слушали все мои друзья, но как только ушел в колледж, она перестала меня интересовать. Я снова погрузился в музыку из США, открыл для себя MF DOOM и его соратников и начал изучать хип-хоп намного глубже.
С российской точки зрения, большая часть того, что мы слышим в плане британского хип-хопа – это грайм и дрилл.
У меня не самые обширные знания о британской музыке, но я могу немного об этом рассказать. Грайм, безусловно, огромная часть сцены, но сначала были хаус и гэридж. Именно эти биты и ритмы со временем превратились в то, что стало основой грайма. До хип-хопа в Британии была популярна клубная музыка. Но окружающая среда менялась, а вместе с ней менялись и люди, которые делали музыку. Skinnyman, Roots Manuva, The Streets – все они были ключевыми фигурами, сформировавшими британский звук. Так что Великобритания – это не только дрилл. Да, сейчас он популярен, поэтому местные лейблы активно его продвигают. Но здесь растет серьезная волна независимых артистов. Их музыка заметно отличается от всего, что популярно сейчас, так что через 2–3 года вы услышите много свежего звука из Великобритании.
Весь звук, который популярен у вас или в США, через пару лет становится популярным и в России. Дрилл – как раз один из ярких примеров.
Дрилл сейчас взрывает везде. Я видел испанский дрилл, итальянский дрилл, бразильский дрилл и так далее.
Ты когда-нибудь слышал русский дрилл?
Нет. Мне кажется, я видел какое-то видео с чуваком на тракторе и множеством девочек, но не помню, что это было...
Я покажу тебе одно видео, отличный пример российского дрилла. Интересно, что ты об этом скажешь.
Мне очень нравятся его ногти, ха-ха.
Как ты думаешь, нормально пользоваться тем, что сейчас популярно, или люди в разных частях мира все-таки должны искать свой собственный культурный код и звук?
Определенно нужно искать что-то свое. Раньше моя музыка была на 100% вдохновлена американцами, а около двух лет назад я начал использовать больше британского сленга, и мои треки стали находить больше отклика у соотечественников. Когда ты делаешь что-то связаное с местной культурой, это много значит для людей. Я посмотрел клип и вижу, что мечта того парня – уехать в Лос-Анджелес или Лондон и быть в этом самом «бэндо». Но если кто-то попытается построить карьеру в России и будет использовать все словечки, которые любит российская молодежь, всем это понравится намного больше. Многие об этом просто не знают, потому что не изучают рэп-игру. Если ты знаешь историю жанра, это просто как дважды два... Многие в игре не прожили достаточно насыщенную жизнь, чтобы понять, что нужно вкладываться в свою музыку. В моих старых записях много того, о чем я читаю, но не проживаю в действительности. Все это зависит от того, что ты слушаешь. Если каждый день слушать слишком много трэпа, во время фристайла ты подсознательно будешь говорить о пистолетах и женщинах. Нужно слушать разные жанры и диверсифицировать свое вдохновение, тогда ты сможешь смешивать разные стили.
Давай поговорим о коллаборациях. В прошлом году ты выпустил альбом Supply & Demand, записанный с продюсером V-Don, настоящей легендой Нью-Йорка. Как сложился этот проект?
Мы встретились через моего менеджера Макса, V-Don всегда был с ним в близких отношениях. Когда Макс начал заниматься моими делами, он дал послушать Дону мою музыку, и мы решили поработать над несколькими треками. В первый же день нашего знакомства я записал у себя дома трек и отправил ему. Я получал от него 2–3 бита каждые несколько дней и сразу же что-то записывал. Мы работали очень быстро, я был вдохновлен и рад, что пишусь на такие крутые биты. Самое интересное, что я даже не знал, кто он такой, пока мы не доделали альбом. Мне кажется, это положительно повлияло на нашу работу, потому что я не думал о том, с кем он работал до меня. Потом вышел его влог, где он говорил, для кого и что продюсировал, и я такой: «Что, правда? Круто!» Так что я не думал ничего в духе: «Может, мне нужно попробовать сделать так, как Rocky (V-Don продюсировал несколько песен для A$AP Rocky. – прим. ред.) сделал на таком-то треке». Все получилось само собой, по-настоящему. Работа над Supply & Demand проходила очень круто, я наслаждался процессом. Рэп-рэп-рэп. Любой, кто слушает музыку V-Don, – это человек, который уважает сильные куплеты. Поэтому там были только они. Straight bars!
Как ты смотришь на коллаборации в целом? Для тебя это исключительно музыка или иногда здесь все-таки есть немного бизнеса: мне нужно поработать с этим и этим, чтобы завоевать такую и такую аудиторию?
Только музыка. Моим первым коллаборационным проектом был альбом в 2014 или 2015 году. Он был сильно вдохновлен MF DOOM. Мне очень нравилось, что для совместных проектов он совмещал свое имя с именем другого человека, в этом ощущалось объединение энергий. Это не просто что-то в духе «у тебя большая фанбаза, у меня большая фанбаза, давай работать». Когда ты работаешь с одним продюсером, вы можете сделать совершенно новый звук. Но когда у тебя есть четкое видение того, как должен звучать твой проект, возможно, стоит поработать с разными битмейкерами, позвать разных людей, чтобы передать нужное настроение. Еще мне очень нравится работать в формате «один EP – один продюсер», потому что каждый раз это будет что-то совершенно новое.
Следишь ли ты за представителями «осознанной сцены»? Артистами вроде Armand Hammer из Нью-Йорка или кем-то из Чикаго, Smino или Mick Jenkins. Ты когда-нибудь думал поработать с кем-то из этой сферы?
Со всеми. Первые, с кем я хотел бы поработать – это куш-рэперы и аутсайдеры, которые читают рэп. У меня и Smino похожие энергии, он в игре чуть дольше меня, но я вижу, что у нас, скорее всего, совпал бы вайб, если бы мы встретились. Даже в том плане, что он всегда носит «эйр форсы», это чисто моя тема. С Buddy у меня наверняка тоже получилось бы много крутой музыки.
И Roofeeo, его коллаборатор, очень крутой музыкант.
Да! Нужно больше общаться с продюсерами с Западного побережья, потому что мне определенно не хватает этих связей. Я знаю много рэперов оттуда, но не так много молодых продюсеров.
Ты знаешь Larry June?
Прямо сейчас это мой любимый рэпер! Раньше я всегда слушал несколько любимых песен прямо перед выходом на сцену. Среди них всегда была «Joog One Time» – первая песня Лэрри, которую я услышал. Он – единственный чувак в игре, от кого я по-настоящему фанатею, вся его музыка – огонь. Когда я слушаю Лэрри, я просто могу быть собой. Мы с ним на связи и обязательно сделаем что-то, когда увидимся в Европе или в Америке.
Rejjie Snow – еще один представитель «альтернативного хип-хопа», что ты скажешь о его музыке?
Я люблю его музыку. Когда я начинал, он был первым восходящим британцем, который тоже вдохновлялся MF DOOM. Пока я выкладывал первые песни на SoundCloud и начинал получать первые тысячи прослушиваний, у него уже была готова эстетика, визуалы, весь стиль. Даже задолго до нынешнего успеха, когда он был в андеграунде, у него уже было все схвачено. Он слушает разные жанры, поэтому его треки не всегда будут звучать как чистый рэп, в них проявляются разные стороны его личности.
Там много R&B, соула и джазовых вдохновений. Мне кажется, это намного сложнее, чем делать агрессивный трэп или дрилл.
Даже если ты делаешь самый агрессивный рэп в мире, и мне очень нравится подача и все остальное, все равно попробуй рассказать мне, каково это – провести день со своими детьми. Или как платить налоги, или что угодно, что реально происходит в жизни людей. Мне нравится быть артистом, который не фокусируется на чем-то одном. В одной песне я могу сказать: «Да, я хочу заработать как можно больше», но в другой я скажу: «Позвони своей семье, узнай, как дела у друзей».
По словам Lord Apex, в ближайшее время нас ждет много коллабораций и сольных проектов, а в следующем году рэпер посетит Москву с концертом в поддержку Freddie Gibbs.