Интервью
by Владимир Сатмари  /  7 месяцев назад

Интервью с Azamat: об Opus 2.0 и музыкальной трансформации

Azamat о своем новом проекте, музыкальной трансформации и планах на будущее

Время чтения: 10 мин

Азамат Мурзаев о своем новом проекте и планах на будущее.

Творческий путь Азамата Мурзаева начался с написания электронной музыки, которую играли в клубах его знакомые. Треки часто звучали в сетах, на это обратили внимание организаторы мероприятий и начали приглашать его в качестве диджея. Азамат выступал как DJ Azamat Dagis, а позже взял псевдоним Agraba, под которым писал танцевальную музыку для клубов.

Azamat | фото: Yana Ross

В 2012 году немецкий лейбл «BY awake» пригласил Азамата в Берлин, и он уехал из России. Там музыкант впервые начал экспериментировать с электронным, аналоговым и академическим звучанием и делать коллаборации с гитаристами, вокалистами и струнным квартетом. Диджеинг постепенно ушел на второй план, Азамат стал уделять больше времени созданию собственной музыки и одновременно выступал на крупных площадках по всему миру. Вышли первые релизы проекта Azamat, за которыми последовали концерты в Третьяковской галерее, Гоголь-центре и на новой сцене Александринского театра.

В 2018 году прошла презентация Opus 1. «Треки альбома представлены в виде лояльного для слушателя разрыва шаблона: протяженные саундскейпы сливаются с озвученными на оперной основе вокальными партиями», — писал Андрей Паршин в статье, посвященной первому Opus.

Через год состоялся концерт с ансамблем Opus 1.2 — сразу девять музыкантов выступили на сцене в попытке «соединить в единый организм электронное и академическое звучание». Следующие два года прошли в работе над продолжением серии. Opus 2.0 отличается тем, что в нем Азамат впервые использует свой голос. Артист возвращается к привычному для электроники звучанию, но насыщает его изысканными поворотами и долей иронии. Презентация Opus 2.0 прошла 30 сентября в арт-пространстве Mutabor, через несколько дней после релиза. Редакция Karma поговорила с артистом о новом альбоме и планах на будущее.

Презентация альбома в арт-пространстве Mutabor | фото: Заур Тедеев
В одном из видео ты упомянул о важном моменте, который стал отправной точкой к написанию Opus 2.0. Расскажи об этом, что ты тогда испытал? С какой стороны увидел себя? 

В 2019 году, во время концерта Opus 1.2 на фестивале Стереопикник, я испытал интересное чувство: ты исполняешь свою музыку, которую публика полностью принимает, но, заканчивая концерт, ощущаешь, что не высказался до конца. Казалось бы, все прошло здорово, но я как будто был скованным в своей музыке, было желание закричать и сделать все иначе. На тот момент я еще не понимал, как именно это может выглядеть. По возвращении в студию я как обычно что-то импровизировал на пианино, напевал какую-то мелодию — так родилась «Bullet’s Journey» из Opus 2.0. Эта и все последующие композиции нового альбома давались мне довольно легко, каждая из них сама вела меня к своей форме, образ каждой прорисовывался сразу. В этот момент я ощущал наиболее органичную связь со своей музыкой и считаю, что новый путь оказался для меня самым верным.

Как ты можешь охарактеризовать Opus 2.0

В этом альбоме я именно такой, каким являюсь сейчас. Это именно та музыка, через которую я сегодня общаюсь со слушателем.  

Opus 2.0 — продолжение предыдущего альбома. Расскажи, какие идеи Opus 1.0 находят свое развитие в сиквеле?

Мне сложно назвать Opus 2.0 продолжением предыдущего альбома — между ними мало связи, как эмоциональной, так и в плане технического исполнения. Но, несмотря на это, внимательному слушателю будет понятно, что это работы одного автора. На мой взгляд, я смог сохранить в каждом из альбомов объединяющую музыкальную историю психоделического путешествия. 

Презентация альбома в арт-пространстве Mutabor | фото: Заур Тедеев
Ты хотел назвать альбом иначе, как и почему передумал?

Во время создания большей части композиций я понимал, что альбом будет совершенно иным, но решил не изменять концепцию названий Opus. Оно узнаваемо для слушателей и близко мне по духу. Я вложил в него много смысла и эмоций, Opus — это мой путь трансформации как музыканта. 

Будешь выпускать «Paper soldiers»? [год назад трек был замечен в списке композиций Opus 2.0 — прим. KARMA]

Вы очень внимательный молодой человек :) Эта композиция есть в альбоме, но она была переименована в «Up & High». 

В работе над альбомом поучаствовали и другие музыканты, кто они и какую роль сыграли? По какому принципу ты их выбирал?

В записи альбома принимали участие Искандеор Ханнанов и Леван Авазашвили. С Искандеором мы работали вместе еще над Opus 1.0. Он человек, который глубоко проникает в музыку, становится ее частью и добавляет от себя яркие краски. C Леваном мы работаем впервые, его индивидуальный и неформальный подход к игре на гитаре сразу меня заинтересовал. 

Нельзя не обратить внимание на обложку альбома. Что ты хотел изобразить, как родилась идея?
Обложка альбома Opus 2.0

Идея не рождалась специально. Мы с командой обсуждали альбом, его смысл, новое звучание, и непроизвольно он обрел визуальную форму в виде триптиха — пути музыкальной трансформации, которую я прошел за последние два года. Мох символизирует мудрость и древность универсального языка всех времен и поколений — музыки. 

Какие у тебя планы, над чем работаешь сейчас? Ждать ли нам Opus 3.0?

В начале следующего года мы планируем устроить тур по России с концертом Opus 2.0, выпустить сингл и, конечно, начать работать на следующим Opus. При сведении Opus 2.0 на студии мы импровизировали — в процессе зародились первые две композиции Opus 3.0

У тебя есть представление о том, к чему ты движешься в плане звучания?

Я вырос на рок-музыке… [в школьные у Азамата была рок группа — прим. KARMA]

Что такого ты находишь в музыке, чего нет в других видах искусства? Если бы не музыка, чем бы ты занимался?

Любое искусство равно в своих высказываниях — независимо от формы и стиля. Мне очень повезло, что я могу делать это через музыку. Не представляю, чем еще я мог бы заниматься. Но мне очень интересно гончарное ремесло, возможно, когда-нибудь займусь этим.

Azamat | фото: Yana Ross
Какой ты видишь современную музыкальную индустрию, какие тенденции наблюдаешь? Что, по-твоему, ждет нас в будущем?

Я мало слежу за современными тенденциями, больше вдохновляюсь музыкой прошлого. Она мне ближе и с точки зрения подхода, и эмоционально. На мой взгляд, на данном этапе духовного и интеллектуального развития человечество достигло своего предела. Но я надеюсь, что скоро придет новый этап для человека в мире искусства, поскольку это единственная сила, которая способна нас объединить. Возможно, наступит эпоха Возрождения нового формата.