Мнение
by Даня  /  10 месяцев назад

Почему 2021-й может стать годом социального рэпа

Повлияет ли шум вокруг социально-политических тем на русский рэп в 2021 году?

Время чтения: 6 мин

Современные хип-хоп-артисты, которые высказываются на социальные и политические темы

2021 год начался с беспрецедентной медиаактивности вокруг политики – фильм про дворец Путина, собравший больше 100 миллионов просмотров, возвращение Навального в Россию и митинги. Шум был такой, что даже при всем желании уклониться от него было сложно. В связи с этим вопрос – повлияет ли этот шум на русский рэп в 2021 году?

Последний раз разговор о политизации русского рэпа активно шел во второй половине 2019 года на фоне ареста Голунова и московских протестов. Однако, оглядываясь назад, самым громким политическим актом из стана рэп-артистов кажется акция Оксимирона #сядьзатекст, напрямую к рэпу не относившаяся. Если же попытаться вспомнить заметные политические рэп-высказывания последних лет, то их количество явно растет: клип Слима «Намедни», альбом Фэйса «Пути неисповедимы», клип Нойза по мотивам московских протестов, мощнейший трек ATL «Браслеты», последний сингл «Кровостока», треки Хаски про Путина – «7 октября» и «На что я дрочу». Что касается социального хип-хопа в целом, то есть ощущение, что у самой активной и самой молодой части хип-хоп-слушателей попросту нет запроса на такой материал. Их герои вроде OG Buda и Soda Luv редко заплывают за буйки жанровых клише, а присущий трэпу гедонизм плохо совместим с социальными темами. А что происходит за пределами мейнстрима?

А там есть, например, кировское объединение «Коннект», чей самый заметный участник Джизус после того, как стремительно ворвался в мейнстрим, внезапно обратился в сторону проповеднических текстов. Статус новой поп-звезды он фактически потерял, зато приобрел нечто не менее ценное – непредсказуемость. Его активное сотрудничество с Иглой, другим артистом «Коннекта», вылилось в ярко выраженные социальные треки с кричащими названиями: «Мама Россия», «Молодая кровь России». Сам Игла недавно выпустил мощный социальный альбом, выделяющийся не только брутальностью звучания, но и пронзительностью текстов о проблемах страны. На альбоме аж три фита с Джизусом. Такая активная работа в поле социального рэпа совершенно точно сужает аудиторию Джизуса, что вроде бы не логично с точки зрения карьеры. Круто, что далеко не все руководствуются исключительно карьерными соображениями.

Еще один артист, от которого можно ждать крутой социалки в 2021-м, – Гио Пика. Гио – олдскульный рэпер с самобытным флоу, чья популярность (больше 300 000 месячных слушателей в Spotify и миллионы просмотров на клипах в YouTube) нетипична для артиста его поджанра. Темы текстов Гио Пики близки к тюремной лирике, однако он идет дальше и раскрывает тюремную тему с неожиданных ракурсов – к примеру, у него есть цикл треков, посвященных известным тюрьмам и лагерям – «Крестам», Воркутлагу, «Черному дельфину». Ремикс на трек, посвященный «Черному дельфину», сделал Imanbek – он долгое время был в топ-3 турецкого Apple Music. Вряд ли турки слушали Гио Пику из-за глубокого раскрытия социальных тем, однако случай показателен.

Социальный хип-хоп исполнители нередко начинают писать с годами, становясь взрослее и осознанней, – не случайно на родине рэпа его называют conscious. Это видно на примере того же ATL, в прошлом году выдавшего первый выраженно социальный трек в карьере. Глядя на динамику последних релизов Сеги, легко представить, что его следующий сольник будет выдержан в духе «Браслетов». Безусловно, продолжит писать на социальные темы и Хаски, сделавший на «Хошхоноге» мощное социальное высказывание, хотя его и нельзя свести к одной лишь социалке. Не стоит забывать и про такого рэпера, как Metox, чей текстоцентричный альбом, полностью посвященный тюремному сроку автора, был тепло принят музыкальными медиа в прошлом году.

Подводя итог, можно сказать, что социальный рэп в 2021-м точно будет, но он вряд ли станет массовым. Опыт Джизуса и того же Фэйса с «Путями» показывает, что разворот к социалке неинтересен детской аудитории, а желающих делать самоубийственные карьерные твисты всегда будут единицы. Остается внимательно следить за немассовыми исполнителями и не пропускать публикаций на нашем сайте – мы обязательно будем рассказывать о стоящем социальном рэпе в разделе с рецензиями.