Рецензии
by Сэм  /  11 месяцев назад

Madvillainy

Madlib / Madvillain / MF DOOM

Как альбом от неизвестного продюсера и пропавшего без вести эмси смог добиться культового статуса?

Классика

Андерграунд история суперзлодея, ставшая хип-хоп классикой

Madvillainy – это хип-хоп классика. Знакомство с альбомом, разговор об альбоме, анализ альбома стоит начинать с обозначения этого факта. Затем стоит добавить, что Madvillainy это андеграунд-рэп альбом, который одновременно классический и мейнстрим-популярный. Следующий факт: Madvillainy это коллаборационный альбом эмси и продюссера. Наконец Madvillainy – это не просто хип-хоп альбом или музыкальный альбом, нет. Madvillainy – это графическая новелла, комикс. Вот теперь можно нажимать на «play».

История

Madvillainy вышел в 2004 году. На тот момент ни MF Doom, ни Madlib не могли похвастать тем уровнем признания или популярности, которым обладают на сегодняшний день.

MF Doom тогда был малоизвестным эмси из Великобритании, которому удалось выпустить один альбом в составе группы KMD (уже в Нью-Йорке). Точнее, Дэниел Думилей тогда был известен под псевдонимом Zev Love X. Вместе с братом: DJ Subroc, и общим другом: Onyx the Birthstone Kid они выпустили первый альбом KMD под названием Mr. Hood. Перед тем, как парни успели выпустить свой второй проект, DJ Subroc был убит в дорожно-транспортном происшествии. После этого группа фактически распалась. Дэниел впал в депрессию, забросил свою карьеру и превратился в скитальца.

MF Doom, DJ Subroc и Onyx the Birthstone Kid (справа налево)
фото: Arthur Cohen

В то время Madlib – так же малоизвестный на тот момент артист – занимался тем, что развивал своё мастерство. С одной стороны была его продюсерская работа для таких же безызвестных калифорнийских хип-хоп артистов. С другой был его джаз-рэп-электронный проект Yesterday's New Quintet. Ещё один важный момент для понимания контекста: в 1998 году Отис Джексон был подписан на независимый лейбл Stones Throw Records. Именно эти ребята выпустят Madvillainy и затем Donuts.

молодой Madlib | фото: Stones Throw Records

Другими словами, в отличие от своего напарника, в начале 2000-ых Madlib хотя и был неизвестным продюсером, но тем не менее у него было «все схвачено». В каком-то смысле именно Отис стал автором идеи Madvillainy. В 2001-ом в интервью для Los Angeles Times он заявил, что есть два артиста, с которыми ему хотелось бы поработать: уже набравший популярность в музыкальном хип-хоп комьюнити J. Dilla и пропавший с радаров MF Doom.

После этого заявления в дело вступили менеджеры Stones Throw. Они передали эти слова Doom’у, который на тот момент не знал о существовании Madlib, и показали ему несколько битов продюсера. Дэниелу понравилось то, что он услышал, и он согласился принять участие в проекте. Дальше в истории записи Madvillainy появляется очень много странных фактов.

Madlib и MF Doom | youtube: ivanoemk //

MF Doom приехал в Лос Андежелес к Madlib, и в студии последнего была написана большая часть альбома. Затем Madlib улетел по работе в Бразилию и там стал диггерить виниловые магазины на предмет интересных сэмплов. В результате в своём номере в Сан-Паулу он написал ещё несколько битов, которые вошли в альбом. Всего в процессе создания Madvillainy было создано сто битов, часть из которых, кстати, перекочевала на Champion Sound. Затем случилась неприятная история: кто-то украл демоверсию альбома и слил её в сеть. Stones Throw настояли на том, чтобы биты были переделаны, и вроде Madlib согласился, но в итоге альбом вышел без особых изменений.

Однако, благодаря сливу, в интернете создалось комьюнити слушателей, которые стали с нетерпением ждать выхода Madvillainy. Альбом был выпущен 23 марта 2004 года и смог достичь невероятных для артистов и лейбла высот: 179 позиция в чарте Billboard 200 (главный альбомный чарт США) и около 150 тысяч проданных копий. Таким образом, андерграунд-рэп релиз сразу же обозначил себя на мейнстрим радарах, что является очень сложным достижением. Но каким образом альбом от неизвестного продюсера и пропавшего без вести эмси смог добиться культового статуса?

Madvillainy, обложка альбома

Концепт и лирика

Название альбома можно перевести как “Суперзлодей”. На обложке мы видим лицо в гладиаторской маске. Всё это сходу подталкивает к предположению, что перед нами концептуальный релиз. Мысль, которая подтверждается на первой же песне.

«По счастливому стечению обстоятельств, одни из самых влиятельных злодеев следующего десятилетия США объединились, чтобы вселить страх в сердца людей

Злодеи собственноручно создали свою популярность
Люди склонны любить то, что ненавидят
Потому нельзя пренебрегать важностью существования злодеев, особенно Суперзлодея
У этих двух не было кода этики

Не один, но двое!»

Madvillain — The Illest Villains. [skit]

Вот таким замысловатым пассажем начинается альбом. В самом начале истории нам показывают, что впереди нас ждёт приключенческое кино. И, если я во многом отдаю авторство создания этого альбома Madlib’у, который буквально пригласил Doom’а создать Madvillainy. То размашистость концепта, как мне кажется, всё-таки пришла от MF Doom’а, который на тот момент уже ходил в маске и уже создал два проекта от лица своих альтер эго. Другими словами, история Madvillainy – скорее всего, плод воображения MF Doom’a.

В классических историях зачастую в самом начале читателю не только обрисовывают мир, в котором будет разворачиваться сюжет, но и знакомят с действующими лицами. Тоже самое происходит на этом альбоме. Четвертая позиция «Bistro»:

«Дамы и господа, добро пожаловать на грандиозное открытие заведения
Суперзлодей Бистро Завтрак в Кровать Бар и Гриль Кафе Лаунж на Воде

Мы предлагаем вам лучшее из того, что можно предложить
В течение двадцати четырех часов в день, семь дней в неделю
Триста шестьдесят пять дней в году

Прямо сейчас биты ставит единственный и неповторимый Madlib
За микс отвечает King Geedorah
Так же с нами здесь Yesterday’s New Quintet, Viktor Vaughn, Quasimoto
И ваш ведущий Суперзлодей


Просто откиньтесь назад и расслабьтесь
Наслаждайтесь музыкой, сечете о чём я?
Ещё я бы хотел посвятить следующий джойнт моему бро
Big Hookie и Baba из прачечной»

Madvillain — Bistro. [interlude]

На этом небольшом ските MF Doom делает две вещи. Во-первых, он знакомит нас с главными героями этой истории, которые на деле являются сборкой его альтер эго: King Geedorah, Viktor Vaughn – альтернативные персонажи MF Doom, Quasimoto, Yesterday’s New Quintet – персонажи Madlib.

Этот скит и подобные ему интерлюдии, вставки с голосом автора, сэмплы из черно-белого кино – всё это делает Madvillainy в равной степени визуальным проектом. Когда ты слушаешь альбом и получаешь всё это вместе с музыкой – в твоей голове невольно встают кадры с открытием заведения в «Bistro». Кадры с погоней на «Supervillain Theme». И ты представляешь себе, видишь даже телевизор, в котором идёт спецрепортаж о двух отъявленных злодеях на «The Illest Villains».

Короче говоря, Madvillainy это проект, который нужно, как слушать, так и смотреть. В этом кроется одна из самых сильных сторон этого альбома. Если поспрашивать у давнишних фанатов релиза, то большинство будут повторять одну мысль: «Madvillainy один из лучших комиксов, что я видел».

Madvillain — «All Caps» (Official Video)

Хорошо, но какую историю рассказывает этот комикс? Можно очень много раз слушать и переслушивать этот альбом в поиске темы, но по-хорошему после нескольких прослушиваний становится понятно, что тут её нет. Madvillainy – это компиляция разных эпизодов, которые объединены тем, что произошли или связаны с личностью Суперзлодея. Madvillainy – это сборник скетчей на разные сюжеты.

Хотя есть одна тема, которая повторяется больше остальных на этом альбоме. На мой взгляд, самое интересное раскрытие она получила на песне «Money Folder». Два куплета:

«Он хозяин своего микрофона, берёт его всюду куда бы ни пошёл
Для того, чтобы он смог сходу доставить вас в стерео
Вы регулируете, не можете понять, запрещаете
Этот хитрый рэнт спланирован, чтобы сделать вас заложниками»

Madvillain — «Money Folder». [verse 1]

«Не обращайте на меня внимание, я написал эту рифму не глядя
Во мне было два или три Heine (сленг о бутылке пива и девушках),
и поверь они были прекрасны
Одна чёрная, одна испанка, одна китаянка
Держат мой ствол блестящим круглый год, как сосна
Не подписывайте меня, я скоро заработаю миллион сам, без них
Спрятали его на полке, он злодей»

Madvillain — «Money Folder». [verse 2]

Чуть раньше, на «Accordion» Doom предупредил слушателя: «...Когда он у микрофона, не вздумай выступать следующим».

Doom неоднократно поднимает тему андреграунд-эмси на Madvillainy. «Money Folder» – это песня, которая написана, как размышление о позиции такого эмси внутри хип-хоп индустрии, которая на тот момент стала капиталистической машиной. И так как Doom является главным эмси на этом проекте, неудивительно, что многие песни здесь построены вокруг его личной истории.

MF Doom | фото: Stones Throw Records

MF Doom это эмси, который появился ещё в начале 90-ых, затем пропал, и вернулся уже в роли антигероя. Его маска, его альтер эго, его обрывистый стиль повествования – всё это достигает предельной формы на Madvillainy. И хотя у этого альбома нет общей темы, тем не менее, трудно отделаться от ощущения, что весь этот проект и перфоманс являются своего рода «диссом» на состояние культуры. Комикс во главе изложения. Короткие однокуплетные песни. Тексты с высокой концентрацией абсурда. Всё это не похоже на обычный рэп-альбом той эпохи. Тем любопытнее, что проект, созданный вопреки всем трендам хип-хопа той эпохи, в итоге настолько полюбился как слушателям, так и критикам.

Однако несмотря на всю артовость этого проекта, один из самых главных моментов, благодаря которому его считают классическим, это эмси-скилл MF Doom’a. Было бы странно говорить о Madvillainy и не вспомнить «All Caps». Кроме того, куплет этой песни хорошо иллюстрирует главные составляющие эмси силы MF Doom’а:

«Он не успокоится пока не завоюет массы
Он покажет как это делается, флоу разогревает патоку
Делай это как роботы и повороты на голове, бугалу
Потребовалось пару минут, чтобы убедить типичного буг-а-бу
Всё паршиво, ты себя видел, что за дерьмо
Просто запомни, его имя пишется в ПОЛНОМ КАПСЕ»

Madvillain — «All Caps»

Во-первых, абсурд. В этих строчках Doom хочет донести довольно простую мысль о том какой Суперзлодей крутой. Но выбирает он очень странные и неоднозначные параллели. «Бугалу» (boogaloo) – танец из 60-ых популярный в основном в латинских комьюнити. И «буг-а-бу» (bug-a-boo) – возможно, одноимённая песня Destiny’s Child. Так ли нужны были именно эти отсылки для того, чтобы передать панч о том, что Суперзлодей невероятно крутой парень? Нет. Но, если ты слушал Madvillainy, то наверняка заметил, что MF Doom жуткий фанат абсурда.

Во-вторых то, что мы уже вскользь отмечали: поток сознания. Спонтанные переходы от одной мысли к другой, постоянные обрывы фраз – все тексты MF Doom’а похожи не на сконцентрированный поток мысли, но на скетч из нескольких втиснутых в одну конструкцию идей.

Ну и конечно, схемы, которые использует Doom. Как правило, рэперы стараются выдать максимально «гладкий», «ровный» текст, увязать строчки так, чтобы слушатель не заметил, как ему подали несколько очень сильных ассоциаций. Но не MF Doom. Читая его тексты, создаётся впечатление, будто он нарочно выбирает самые «неудобные» и «неочевидные» вещи для своих строчек. Когда читаешь тексты Doom’а вырисовывается не ровный квадрат, к которому все стремятся, а какая-то непонятная геометрическая фигура. Схемы Doom'а похожи на фигуру, из которой то и дело норовит вывалиться слово, что он зачем-то умудрился впихнуть в конструкцию.

Madvillain — «Rhinestone Cowboy» (Official Video)

Здесь можно остановиться. Конечно же, есть ещё изюминки и бриллианты лирики и эмси-ремесла в этом альбоме, которые не были упомянуты выше. Но самые важные моменты мы рассмотрели.

Концепт и музыка

Для того, чтобы сделать из Madvillainy визуальный проект недостаточно только лирики. Вторая часть исполнения этой задачи, конечно же, лежит на продюсере. То, как Madlib решил подавать эту идею, хорошо видно на песне «America's Most Blunted».

Композиция начинается с каскада различных звуковых спецэффектов, сэмплов, и речевок, что создаёт общее ощущение хаоса. И так всю первую минуту песни. Однако даже после того, как вступает MF Doom, всё это музыкальное сумасшествие продолжается на фоне речитатива. Doom, как и на большинстве песен этого альбома, выдаёт довольно короткий куплет, после которого где-то в середине вступает запитченный голос Madlib в роли Quasimoto, но хаос на заднем плане не прекращается до самого конца песни. Я бы даже сказал, что весь этот сумбур в итоге становится такой же важной частью песни, как куплет Doom'а. Когда я думаю о «America's Most Blunted», то о строчках вспоминаю в последнюю очередь.

Подобное здесь можно встретить на многих песнях. Чтобы добавить визуального в полотно альбома, Madlib создаёт музыкальное представление. А то, что он раскидал голос автора по всему релизу, только усиливает ощущение как от просмотра чёрно-белого Голливудского фильма.


Следующий трюк, к которому прибегает Madlib связан не только с визуальным впечатлением релиза, но и с его длительностью. На бумаге Madvillainy это 22 позиции и всего 45 минут. Средняя длительность песен около двух минут. Другими словами, Madvillainy статистически выглядит как довольно небольшой релиз. Однако, при прослушивании альбома такого ощущение не создаётся вовсе.

На альбоме лежит три инструментала: «Sickfit», «Do Not Fire» и «Supervillain Theme». Песни пестрят разнообразными сэмплами. В битах частенько используется приём свитча. Казалось бы ничего особенного, но именно благодаря этим небольшим уловкам Madlib продлевает «эфирное» время релиза. В цифрах ты видишь, что перед тобой небольшой релиз, но когда включаешь Madvillainy у тебя создаётся ощущение, что слушаешь нечто большое или даже грандиозное. На альбоме постоянно что-то происходит, а когда включаются инструменталы, где по логике вещей все статично, – подключается твоё воображение, которое дорисовывает сюжеты этих «пустых» песен.

По своей музыкальной сути Madvillainy – это конечно же бум-бэп релиз. Однако это настолько насыщенный звук, что называть его классическим бум-бэпом довольно трудно. Для любопытства можно заглянуть на whosampled и попробовать посчитать итоговое количество сэмплов на этом релизе. Коллаборационные рэп-альбомы из разряда «эмси и продюсер» не часто привлекают своё внимание благодаря работе продюсера. Но Madvillainy редкий пример такого релиза. Я уверен, что есть немалое количество слушателей, которые любят этот альбом за его музыку больше, чем за лирику. И это заслуга Madlib.

Влияние и наследие

История Суперзлодея, вышедшая в далёком 2004 году, до сих пор вспоминается как теми, кто следит за хип-хоп-культурой очень давно, так и «новичками». Я объясняю классическую долговечность этого релиза общей харизматичностью альбома и главного героя. Madvillainy – лучший альбом одного из самых «необычных», «странных» рэперов. Поэтому на этот релиз постоянно натыкаются те, кто ищет чего-то свежего и неформатного.

Среди тех, кто однажды влюбился в этот альбом есть и сегодняшние большие рэп звёзды. Tyler the Creator и Joey Bada$$ называли Madvillainy одним из самых влиятельных альбомов в их жизни. В случае с Earl Sweatshirt это еще очевиднее: когда ты включаешь рэп Эрла, то слышишь насколько MF Doom и Madvillainy повлияли на его творчество. Это и в выборе битов, и в схожей с Doom обрывистой подачей материала, похожего на поток сознания.

Ну и конечно самый главный момент наследия этого релиза – это то, что Madvillainy показал силу и масштаб ангдерграунд хип-хопа. Madlib и MF Doom на этом проекте продемонстрировали как можно, намеренно пренебрегая всеми трендами и «логичными» ходами, создать в итоге один из самых востребованных на рынке продуктов. До сегодняшнего дня, когда ты говоришь о Madvillainy, ты одновременно говоришь и про андерграунд, и про мейнстрим. Невероятное достижение. Хип-хоп классика.

Классика