Актуальное
by Редакция  /  11 месяцев назад

10 фильмов о ярких женщинах в музыке

Подборка фильмов о женщинах, которые оставили неизгладимый след в музыке

Время чтения: 15 мин

Восьмого марта чуть больше ста лет назад женщины оказались настолько решительными и отважными, что зажгли революционное движение. В музыке ярких женщин не меньше, чем в обычной жизни. Специально к 8 Марта мы сделали подборку художественных фильмов, снятых на основе биографий женщин, оставивших неизгладимый след в музыкальной истории. Байопики часто жертвуют правдивостью в угоду художественности. Тем не менее такие фильмы – отличная возможность заинтересоваться творчеством артистов.

«Жизнь в розовом цвете» (La Môme, 2007)

Обширное повествование о «голосе Франции»: от нищей юности до мирового признания. Многие биографии Эдит Пиаф обходят стороной ту часть ее жизни, которая пришлась на оккупацию Франции. Этот фильм не стал исключением. Эпизод действительно щепетильный: певица одновременно и поддерживала Сопротивление (ходят целые легенды о том, как она помогала бежать заключенным из лагерей), и выступала перед нацистскими офицерами (и даже приятельствовала с некоторыми из них). Ясно одно – в любых политических реалиях Эдит выбирала музыку. И это фильму удается показать очень ярко.

Марион Котийяр в роли Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом цвете»

Режиссер фильма – Оливье Даан – утверждал, что не планировал снять именно байопик. Он хотел «нарисовать» портрет великой певицы, поэтому общался со всеми, кто хоть как-то был с ней связан и читал всю возможную литературу о ней. Портрет получился, но немного стереотипный. События отрывисты: как будто все этапы в жизни певицы не связаны между собой, а решающее (если не единственное) значение на формирование личности имеет только ее детство. И все же фильм сделан с любовью. 

Кадр из фильма «Жизнь в розовом цвете»

Сценарий может вызывать вопросы, но что бесспорно, так это потрясающая игра Марион Котийяр – именно она исполняет роль Эдит Пиаф. Если до этого у вас были сомнения насчет драматического таланта этой французской актрисы, после фильма они точно развеются. За эту роль актриса, кстати, получила и «Оскар», и «Золотой глобус», и BAFTA, и премию «Сезар». 

«Каллас навсегда» (Callas forever, 2002)

Великая оперная певица Мария Каллас и режиссер Франко Дзеффирелли были дружны. Тем ценнее, что фильм «Каллас навсегда» снял именно он. 

Кадр из фильма «Каллас навсегда»

Мария Каллас начинала в Греческом национальном оперном театре, но поворотным моментом в карьере стал 1949 год, когда она выступила на замене в опере Беллини «Пуритане». Тогда она подготовила партию всего за шесть дней. Спустя шесть лет Мария Каллас уже дебютировала в миланском La Scala. Постановки для этого театра делали многие известные режиссеры, в том числе и Франко Дзеффирелли. Знакомство певицы и режиссера переросло в теплую дружбу, возможно, поэтому фильм «Каллас навсегда» вышел таким трогательным.

Кадр из фильма «Каллас навсегда»

Эпизод, описанный в фильме, в реальности не существовал. Но фантазия выглядит довольно убедительно, особенно учитывая все сторонние отсылки к реальным лицам и связям с ними. Сюжет фильма разворачивается вокруг одного бойкого импресарио, который решил вернуть покинувшую сцену оперную диву и поставить с ней «Кармен» Бизе. 

Кадр из фильма «Каллас навсегда»

Все работы Франко Дзеффирелли очень пышные, поэтому оперные сцены в фильме тоже роскошные. Но в остальном режиссер будто волновался, как бы не обидеть свою подругу, оттого аккуратничал и с линией скандального романа с Аристотелем Онассисом, и с линией «увядающей звезды». Фильм надо смотреть, если про Марию Каллас не знаете совсем ничего – просыпается стойкое желание послушать оригинальные записи певицы. В главных ролях Фанни Ардан и Джереми Айронс.

«Элис»  (Elis, 2016)

Если Эдит Пиаф – вневременной «голос Франции», то Элис Реджина (Elis Regina) – точно голос Бразилии. Все, кто хотя бы мимолетом погружались в босанову, наверняка запомнили ее тонкий, но глубокий вокал. 

Кадр из фильма «Элис»

Выступления Элис Реджины всегда были солнечными. Она настолько заражала всех своей энергией, что среди музыкантов за ней закреплялись разные имена: кто-то называл ее Перчинкой, потому что она слишком оживленно вела себя на студии, кто-то Ураганом – за чрезмерно активные выступления на сцене. Успех и признание пришли после дуэта с мэтром локальной (и уже мировой) сцены – Антонио Карлосом Жобимом (Antonio Carlos Jobim). Элис Реджина прославилась не только авангардным подходом к импровизации, но и мастерским владением голосом – кажется, что между тоном и полутоном ноты она могла уместить дополнительные звуки и микроинтервалы. 

Кадр из фильма «Элис»

В фильме режиссеру удалось запечатлеть не только биографию певицы (ее играет Андрея Орта), но и живо представить, как выглядела Бразилия в то время, когда возрастающая популярность либеральных взглядов соседствовала с милитаристским курсом правительства. Фанатам босановы фильм точно придется по душе, не фанаты – вполне могут ими стать после просмотра.

«Ранэвэйс» (The Runaways, 2010)

Группа The Runaways – идеальный рок-саундтрек к 8 Марта. Это чуть ли не первая хард-рок-группа, все участницы которой были девушками. The Runaways были подписаны на Mercury Records, разогревали Van Halen и Blondie, гремели с треком «Cherry Bomb» и ездили в тур по Америке. Кстати, в Америке они были значительно менее популярны, чем в Японии – там их встретили до отказа забитые залы и первые места в местных чартах. Примечательно, что всем участницам коллектива на момент пика его славы было 15–16 лет. Девушки вели абсолютно бунтарский образ жизни, на сцене выступали в нижнем белье, злоупотребляли запрещенными веществами и презрительно относились к наставлениям менеджмента. Через какое-то время бэнд, раздираемый внутренними и внешними противоречиями, распался. Кто-то добился успеха в сольной карьере: например, Джоан Джетт успешно выступала с коллективом The Blackhearts. Кто-то пошел совершенно по другому пути: так, Джеки Фокс получила высшее юридическое образование и стала прокурором. 

Кадр из фильма «Ранэвэйс»

Фильм 2010 года снова напомнил о коллективе. Сценарий основан на книге Neon Angel: A Memoir of a Runaway («Неоновый ангел: Воспоминания беглянки»), которую написала Шери Кэрри. В главных ролях Дакота Фэннинг – она играет вокалистку Шери Кэрри – и Кристен Стюарт в роли гитаристки Джоан Джетт. 

Кадр из фильма «Ранэвэйс»

Дакоте Фэннинг на момент съемок было всего 15 лет. Это не помешало ей скрупулезно подойти к формированию достоверного образа на экране. Сама Шери, заходившая на съемочную площадку, была поражена точностью копирования: Дакота посмотрела все видео, которые только можно было найти, и наполнила образ своей героини такими деталями, которые даже сама Шери уже не помнила. Так, в фильме Дакота Фэннинг проговаривала реплики полушепотом, чем изрядно удивила Шери, присутствовавшую в тот момент на съемке. Оказалось, что последняя действительно так говорила в юности – ранние видеозаписи были тому подтверждением.

Кадр из фильма «Ранэвэйс»

Фильм показывает историю группы так, как будто в ней было только две участницы: Шери и Джоан. В действительности дело обстояло, конечно, иначе, но цели точной документальной достоверности не стояло. Важнее было показать атмосферу молодого бэнда и дух 1980-х.

«В блюзе только Бесси»  (Bessie, 2015)

Путь от водевилей до королевы блюза Бесси Смит начинала в крохотном городке в американском Теннесси, где росла под опекой своей старшей сестры Виолы, страдающей от наркозависимости. Шансы на успех были невелики, если бы не подвернулась возможность обзавестись такой знаменитой «наставницей», как Ма Рейни.

Кадр из фильма «В блюзе только Бесси» 

Попав под крыло к уже известной блюзовой певице, Бесси начала обретать собственную популярность. Позже она знакомится со своим будущим мужем и менеджером Джеком Джи. Именно Джек впоследствии поможет Бесси подписаться на Columbia Records. А это станет залогом всего будущего успеха. В главных ролях – Куин Латифа и Мо’Ник. 

Кадр из фильма «В блюзе только Бесси» 

Фильм был очень хорошо принят: хвалили и режиссуру, и актерские работы. Финал картины оставляет много вопросов. Но, может быть, это и неплохо – будет повод поискать недостающую информацию самостоятельно. Заодно и послушать записи Бесси Смит.

«Кадиллак Рекордс» (Cadillac Records, 2008)

Эдриен Броуди, Бейонсе, Mos Def, Джеффри Райт – уже убедительные доводы, чтобы посмотреть этот фильм. «Кадиллак Рекордс» – это вольный пересказ истории создания чикагского лейбла Chess Records, основанного Леонардом Чессом (Эдриен Броуди). Амбициозный сын польских эмигрантов продвигал Этту Джеймс (Бейонсе), Чака Бэрри (Mos Def), Мадди Уотерса (Джеффри Райт) и сумел представить их музыку широкой аудитории всей Америки (а не только темнокожей части ее населения, как это было раньше). 

Кадр из фильма «Кадиллак Рекордс»

Название фильма отсылает к традиции, по которой Леонард давал кадиллак своим артистам, чтобы те отметили успех первого релиза. Бурные взаимоотношения, наркотики, страсти, рок-н-ролл, тающие и вновь приобретаемые состояния – за всем этим очень интересно наблюдать. Присовокупить к этому невероятную музыку 1950-х годов – и сомнения, смотреть или не смотреть этот фильм, отпадут.

«Нина» (Nina, 2016)

Многие байопики грешат однобокостью. Вот и в этом фильме показан лишь один, не самый радужный этап в жизни Нины Симон. 1988 год. У певицы трудности буквально со всем: от финансов до ментального благополучия. Певица балансирует на грани безумия, параллельно пытаясь разрешить и другие проблемы со здоровьем. К концу фильма все-таки удается узнать, что Нина Симон не просто человек с зависимостями, а талантливый музыкант. 

Кадр из фильма «Нина»

Критика не пощадила этот фильм. Родственники Нины Симон отказались поддержать картину. Зои Салдану, исполнившую роль певицы, обвинили в блэкфишинге и расизме – гримеры специально затемняли ее кожу и увеличивали нос. Негодование было настолько активным, что Зои в конце концов извинилась за то, что приняла участие в фильме, и покаялась в собственной неразборчивости. 

Кадр из фильма «Нина»

О том, что Нина Симон великая пианистка и большой артист, фильм, к сожалению, упоминает вскользь. Но свое впечатление от картины можете составить сами. 

«На что способна любовь» (What's Love Got to Do with It, 1993) 

Неблагополучное детство, муж, завидующий успеху жены, ограничение свободы и насилие – жизненный путь Тины Тернер похож на биографию многих выдающихся певиц. 

Кадр из фильма «На что способна любовь»

Этот байопик один из немногих фильмов-биографий, который заслужил признание критиков. Игру Анджелы Бассетт, исполнившей роль Тины Тернер, называли выдающейся и прочили ей место в топе актрис, ей удалось максимально достоверно «снять» мимику и манеру движения Тины Тернер. Фильм сосредоточен на печально знаменитой борьбе Тины с ее мужем Айком. Противоборство было неравное: против физического и морального насилия Айка была энергетика и талант Тины, которые завоевали ей любовь миллионов. 

Кадр из фильма «На что способна любовь»

«На что способна любовь» вышел одновременно с «Парком Юрского периода» – это не могло не сказаться на прокатных цифрах. Но не помешало стать картине успешной и завоевать признание. Фильм очень мотивирующий и в духе времени: несмотря на то, что датируется 1993 годом, – современному поколению несгибаемый дух сильной женщины очень отзывается.

«Соединенные штаты против Билли Холидей» (The United States vs. Billie Holiday, 2021) и «Леди поет блюз» (Lady Sings Blues, 1972)

Недавно про Билли вышел новый фильм на HBO. Но и до этого про великую джазовую певицу уже сняли полный метр. «Леди поет блюз» многие обвиняют в недостоверности и жонглировании фактами. На деле это действительно скорее фильм «по мотивам» жизни Билли Холидей, а не байопик. Нужно понимать, что картина была задумана как стартовая площадка для актерской карьеры Дайаны Росс (именно она исполняет роль Билли), а также как история любви с нетипичной для того времени главной героиней – темнокожей американкой. Важно помнить также и контекст: в 1972 году, когда этот фильм вышел, такой сюжет и герои выглядели революционно. Фильм «Леди поет блюз» внес больший вклад в дело борьбы с расизмом, чем в воспевание Леди Дей. От Билли здесь одни атрибуты вроде бессменного цветка гардении в волосах. Даже петь Дайана Росс не пытается как ее героиня – да, она поет песни Билли, но поет их своим голосом. К фильму впоследствии вышел альбом Lady Sings Blues, на котором Дайана перепела песни Билли Холидей.

Кадр из фильма «Леди поет блюз»

В отличие от «Леди поет блюз» недавно вышедший «Соединенные штаты против Билли Холидей» имеет совершенно другие акценты. Как видно из названия, эта история преимущественно про социальное неравенство, где жизнь Билли Холидей описывается через призму борьбы с расизмом. Режиссер Ли Дэниелс – человек, который профессионально вырос в эпоху Обамы, поэтому включение мотива социального протеста – его любимый прием. 

Кадр из фильма «Соединенные штаты против Билли Холидей»

Есть мнение, что именно после песни «Strange Fruit» началось политическое преследование Билли. А в книге Иоганна Хари «В погоне за криком: первые и последние дни войны с наркотиками», на основе которой и написан сценарий к этому фильму, и вовсе утверждается, что в ФБР разработали специальный план по Билли Холидей: идея была в том, чтобы намеренно подсадить ее на наркотики и тем самым свести на нет политическое влияние на массы людей. 

Кадр из фильма «Соединенные штаты против Билли Холидей»

Песня «Strange Fruit» была написана под впечатлением от фотографии 1930 года, на которой изображен печальный итог суда Линча – повешенный на дереве темнокожий мужчина.