Мнение
by Сэм  /  7 месяцев назад

Первый хип-хоп визионер

Afrika Bambaataa – первый человек, который разглядел в хип-хопе возможность стать глобальной культурой. Человек, который подарил хип-хопу масштаб

Время чтения: 14 мин

Afrika Bambaataa – первый человек, который разглядел в хип-хопе возможность стать глобальной культурой

Мамасэ мамаса мамакуса, я приветствую тебя словами мира, сестра, и тебя, брат, приветствую словами хип-хопа. Не знаю, обратил ли ты внимание, но летом 2019-го в интернете завирусилась дискуссия о 50 величайших персонажах хип-хоп культуры всех времён. Люди писали свои списки, выкладывали, обсуждали, спорили о влиянии эмси и судили друг друга по тому, какую позицию они отдавали тем или иным рэперам. Лично я в каждом новом списке с особым вниманием искал присутствие пары имён: Gil Scott-Heron, KRS-One и Afrika Bambaataa. 

Afrika Bambaataa | Фото: Дэвид Корио

Afrika Bambaataa. Предлагаю познакомиться с этим братом.

Во-первых, имя «хип-хоп» для этой культуры стало популярно во многом благодаря ему. Есть несколько версий того, кто всё-таки подарил культуре такое имя, но именно Afrika Bambaataa был первым, кто обозначил вокруг этого имени культуру. Во-вторых, Afrika был первым спикером, миссионером и стратегическим менеджером нашей культуры. В середине 70-ых он создал самую первую и, пожалуй, самую знаковую до сих пор хип-хоп организацию – Universal Zulu Nation (Глобальная Нация Зулу)

"Нация Зулу не является бандой. Напротив это ассоциация личностей, ищущих успеха, мира, мудрости, знаний, разумения и праведного образа жизни".

"The Universal Zulu Nation", Асаад Аллах

Середина 60-х, США. Социальное и межрасовое напряжение в стране достигает своего пика за очень долгое время. С небольшой разницей во времени убит Мартин Лютер Кинг, создаётся организация «Чёрные пантеры», протесты против войны во Вьетнаме становятся мейнстримом общественного дискурса. Разные комьюнити страны реагируют на эти события по-своему. В Нью-Йорке, а именно в афроамериканских комьюнити Южного Бронкса, это напряжение проявилось в том числе в создании уличных группировок. Одной из самых влиятельных группировок Южного Бронска конца шестидесятых считались "Чёрные пики".

Афроамериканцы ощущали себя преданными большой Америкой и устали ждать от неё помощи. Поэтому группировки, в том числе "Чёрные пики", были скорее «народными полицейскими» подконтрольных им районов. Члены формирований регулировали возникавшие проблемы, до которых полиции города не было дела. Боролись с распространением наркотиков и в целом олицетворяли популярную тогда среди афроамериканцев идею о «чёрной силе» (Black Power).

Южный Бронкс. Середина 60-ых

Такой контекст окружал молодого Afrika Bambaataa — Лэнса Тейлора, родившегося 17 апреля 1957 года в Бронксе в семье эмигрантов из Барбадоса и Ямайки. Мама и дядя Лэнса были активными участниками движения за гражданские свободы афроамериканцев, и, как он сам вспоминал, в доме Тейлеров всегда проходили дебаты и дискуссии о судьбе африканского американца. Таким образом, мальчик с самого детства воспитывался социально и политически осведомлённым о своём народе. Будучи тинейджером, мотивированный возможностью перейти от слов к делу Лэнс присоединился к «Чёрным пикам».

К началу семидесятых "Чёрные пики" разрослись до одного из самых влиятельных уличных формирований во всём Бронксе. Отчасти это можно связать в том числе с активностью самого Лэнса. После того, как парень получил членство, он довольно быстро стал обрастать популярностью и весом внутри организации. Главная причина: Лэнс Тейлор не боялся распространять идеи организации, приходя даже в те территории, которые ей не принадлежат. Однако, со временем "Пики" стали терять фокус на своей первоначальной миссии. Новые члены увлекались насилием, организовывали свои ветки и отбивались от ядра.

"Зулу должны преследовать саморазумение для того, чтобы вознести себя из дебрей этого мира".

"The Universal Zulu Nation", Асаад Аллах

Однажды в школе Лэнс принял участие в конкурсе сочинений, организованным UNICEF, и попал в список победителей. Главная причина, по которой мальчик стал участвовать в подобном мероприятии – победителей ждал тур по африканским странам. Молодой Лэнс получил возможность познакомиться с комьюнити в Нигерии, ЮАР, Кот-д-Ивуаре и Гвинеи Биссау.

Увиденное настолько впечатлило молодого афроцентриста, что он поменял своё имя на Afrika Bambaataa Aasim – в честь одного из вождей народа зулусов (африканский этнос численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике – прим. ред.). И вернулся домой с желанием организовать своё движение. Так Лэнс покинул «Чёрные пики», создал «Организацию реки Бронкс» (далее – «Организация») и через время переименовал её в «Нацию Зулу».

Первоначальный логотип Нации Зулу (сверху)
логотип Нации Зулу сегодня (снизу)

На логотипе "Нации Зулу" изображено боевое лицо – это отсылка к культуре народа зулу. Первых лидеров, или менеджеров, организации Лэнс называл «королями» и «королевами», что также является отсылкой к культуре зулусов. Философский фундамент организации был сформулирован в большей степени самим Лэнсом и состоял из его познаний в схожих афроцентристких движениях: «Нация Ислама» (Nation of Islam) и учение Элайджы Мухаммада, «Народ богов и земель» (Five-Percent Nation) и проч. Но самое важное, момент который сделал "Нацию Зулу" глобальной – участие хип-хопа в жизни организации.

Диджей-сет Afika Bambaataa | The True School Park Jam Series

В тот момент хип-хоп был не более, чем новой музыкой, которая игралась исключительно на вечеринках Южного Бронкса. Молодой Afrika Bambaataa обратил внимание на этого новичка и первым разглядел в нём силу организовать и направить энергию молодых ребят в плодотворное русло. Если относительно того, кто всё-таки придумал само название "хип-хоп", существует несколько теорий, то относительно того, кто подарил новой музыке масштаб культуры, не спорит никто. Лэнс был тем, кто назвал четыре элемента хип-хоп культуры: диджеинг, эмсиинг, брейкданс и граффити.

диджеинг. эмсиинг. брейкданс. граффити

Четыре элемента хип-хопа названные Afrika Bambaataa

Нация Зулу и хип-хоп музыка распространялись по Нью-Йорку довольно быстро. Тактика была одновременно очень простой и очень привлекательной. Лэнс с товарищами приезжали в новые комьюнити и организовывали вечеринки с самым модным саундом – что уже привлекало много внимания молодёжи. А в конце тусовки он рассказывал полумифическую историю своей организации, которая распространяла хип-хоп, призывала к саморазвитию и боролась со вселенским злом.

Хотя в своей сути "Нация Зулу" и является афроцентристкой, Лэнс в самом начале утвердил её на глобалистских началах, отказываясь признавать цвет, расу и гендер человека. Он говорил, что в каждом городе, стране есть свои «улицы», на которых живут родные в своей борьбе молодые люди. Утверждал, что именно хип-хоп является объединяющей силой для всех этих людей и призывал присоединиться к "Нации Зулу". Долгое время Afrika Bambaataa и "Зулу" были единственными рупорами формировавшейся культуры, и если человек открывал для себя хип-хоп, то он так или иначе приходил к материалам "Зулу". Тактика работала. Уже к началу 80-ых у "Нации" были подразделения в Японии, Франции, Великобритании, Австралии, Канаде, Южной Кореи и ЮАР.

В середине восьмидесятых-начале девяностых, когда хип-хоп уже стал самодостаточной индустрией, а афроцентризм был его главным мотивом, "Нация Зулу" переживала зенит своей славы. DJ Kool Herc, Q-Tip, Kurtis Blow, Ice-T, Ice-Cube, Jam Master Jay, Kool Moe Dee – это только часть тех артистов, которые открыто называли себя членами "Нации Зулу".

"Юбилей (дата основания) "Нации Зулу" – двенадцатое ноября. Это официальный день, который должен отмечаться на той же неделе – пятница и суббота – на какой день ни выпало бы двенадцатое".

"The Universal Zulu Nation", Асаад Аллах

Сегодня The Universal Zulu Nation является чем-то вроде клуба почётных джентльменов. У организации нет уже былой социальной или политической силы не только в США, но и в родном Бронксе. Последними крупными инициациями в Зулу можно назвать членство Freddie GIbbs и Joey Bada$$. Большинство любителей этой музыки, число которых увеличилось в разы с середины 80-ых, вряд ли сможет даже в паре слов рассказать о том, что такое "Зулу". А те люди, у которых я встречал имя Afrika Bambaataa в списках, чаще всего были гораздо старше двадцати лет.


Отчасти это можно связать с излишней архаичностью в бренде "Нации". Афроцентризм 80-ых, полный грёз о фаталистичности второго миллениума и ссылок на египетскую культуру, мифологию африканских племён, перерос в более корпоративный афроцентризм 2000-ых, где «чёрная сила» – это история о приумножении капитала, сосредоточенного в руках афроамериканцев. Это история о практичных методах продвижения политической повестки чернокожего населения в мейнстрим страны. И это история, в которой уже никто не наряжается в "дашики" и не обращается друг к другу словами авраамических текстов.

Первое, что видит посетитель zulunation.com


С другой стороны, сам Лэнс Тейлор наломал дров. С начала 2000-х все чаще встречаются разговоры о том, что Afrika Bambaataa является педофилом, на счету которого сотни жертв. Не хочу вдаваться в подробности, но, судя по рассказам жертв, та же тактика, что способствовала разрастанию "Нации Зулу", приводила в спальную комнату Лэнса Тейлора десятки мальчиков. После многочисленных заявлений в 2016 году "Нация Зулу" всё-таки выпустила пресс-релиз, в котором сообщалось, что мистер Лэнс Тейлор больше не является членом организации.

Казалось бы, зачем заканчивать разговор на такой ноте. Но учитывая то, что последние несколько лет хип-хоп комьюнити демонстрирует потрясающее рвение к росту и взрослению, необходимо озвучивать даже самые неприятные моменты. Однако:

Так звучит девиз, придуманный Лэнсом Тейлором aka Afrika Bambaataa для первого хип-хоп комьюнити aka "Глобальная Нация Зулу", которая на сегодняшний день насчитывает несколько сотен тысяч братьев и сестёр по всему миру.

0 комментариев