Интервью
by Камаль Немыченков  /  6 месяцев назад

«Как понять электронную музыку»

Электронная музыка обрела образ «сложной и непонятной» культуры, не понятной обычному человеку.

Вполне вероятно, такой тезис многим покажется очередным неоправданно громким клик-бейтом. Более того, большинство людей, лишь прочитав эту фразу, ответит: «Что за идиотизм». И такая реакция будет вполне оправданной. Но, к сожалению, эта тема возникла далеко не на ровном месте.

В какой-то момент электронная музыка в умах слушателей обрела мистический образ «сложной и непонятной» культуры, которую не в силах понять любой. Что еще хуже, ей приписывают два статуса: если это рейв, то обязательно для наркоманов в клубах, либо, если это что-то «экспериментальное», то и вовсе граничит с высоким искусством. Исходя из озвученного выше, вытекает вполне очевидный, но ироничный вопрос: «как понять электронную музыку?».

Естественно, отвечать на подобные заявления должны люди, представляющие эту культуру. Так что я решил задать этот вопрос нескольким представителям нашей электронной сцены и узнать их мнение. Лично я выражаю благодарность каждому, кто согласился поучаствовать в этом.

Bad Zu (Филипп)
Москва

(слева) Филипп – сооснователь группы Bad Zu, которая является ярким примером мультижанровости.

«Мне кажется, неверный стереотип кроется уже в самом вопросе: сейчас не девяностые, чтобы делить музыку на электронную и – вот что, кстати, стоит на второй чаше весов? Вокальная музыка? Неэлектронная музыка? Такая есть сейчас вообще? Жанры – лишь ориентиры, но никак не границы. Для меня музыка делится только по необходимости бэкграунда и интеллектуальных усилий, нужных для ее понимания. И даже в хип-хопе таких имен немало. Для того чтобы полюбить Ghostpoet, нужно знать о музыке сильно больше, чем для принятия Prodigy.

Тем не менее я, наверно, дам пару советов для тех, кто именно так ставит вопрос: «Как полюбить электронную музыку?»

  • Сходить на рейв
    Серьезно. Электронная музыка в большинстве своем – танцевальная музыка. Музыка, которая не требует каких-то умений, кроме умения расслабиться. Кроме того, танец – это способ синхронизации, заложенный в нас природой. И даже если вы не танцуете – получить удовольствие от музыки проще всего там, где эта музыка функционально работает. А для нас – это большой звук прежде всего.
  • Слушать и искать
    Видов электронной музыки больше, чем типов человеческого характера, а значит, в теории каждый найдет что-то себе по душе. Начните с чего-то простого и понятного. Любишь Ноггано – попробуй Gorilla Zippo. Нравится Boulevard Depo – в списке его продюсеров куча крутых электронщиков. На западной сцене это еще проще.
  • Перестать делить музыку
    Перестать делить музыку по какому-либо принципу, кроме как на простую и сложную для себя (!). Вкус – это одна из самых сложных и дорогих вещей во всей игре, и работать над своим вкусом обычно приходится самому. Подавляющая часть того, что все слушают, – сделано на компе, а значит, вы, возможно, уже любите электронную музыку».

Альбом от артиста

«Kanye West: Yeezus. Этот альбом для меня – сон о том, какой бы могла быть поп-музыка, если бы все перестали разделять хип-хоп и электронику».

Nikita Zabelin
Москва

Продюсер и диджей родом из Екатеринбурга, а также основатель объединения Resonance Moscow

«Электронная музыка – это новаторство. Вся история электронной музыки с момента ее появления – это поиск новой формы. В свое время электронная музыка была настолько инновационной в восприятии, что люди стали выдумывать несуществующие образы под звуки только что появившихся на свет синтезаторов. Потому как ничего в природе не могло соответствовать подобному звучанию. Так что электронная музыка породила не только новые формы звука, но и новую визуальную эстетику, так мы погрузились в музыкальный футуризм 1960-х. Электронная музыка развивается рука об руку с технологиям, и это развитие только ускоряет ход.

В данный момент времени электронная музыка вышла за рамки музыки как таковой и перенеслась в более широкую плоскость эмоционального восприятия. Саунд-дизайн. Движение, которое открыло новый простор для творчества, а также позволило окончательно перейти в междисциплинарный формат. Теперь сложно отделить музыку от картинки, текста, имиджа артиста и других языков, которыми пользуются артисты для более четкого выражения своей концепции».

Альбом от артиста

«Aphex Twin: Selected Ambient Works, конечно. Тут даже думать не надо».

Irakli (Иракли Кизирия)
Берлин

Irakli – берлинский продюсер и диджей родом из Грузии.

«I think mostly people who think about electronic music think about something different. But at the end if we look at the history of the music, it is just one big thing. Just instruments are different. You can play guitar but also play electric guitar. At the end they do the same thing but sound a little bit different. Language and message are the same. If you listen to composers like Sofia Gubaidulina without knowing it, her music sounds like contemporary drone or ambient musicians. Some people got used to it and they don't realize what is electronic and what is played by conventional instruments. Especially pop music made us get used to it more. Maybe the biggest innovation of electronic music was that it gave us more possibilities to imitate soundscapes we surrounded or even create new ones».

«Кажется, когда люди думают об электронной музыке, то представляют себе «нечто другое». Однако если анализировать историю музыки, по большому счету все жанры – часть одной большой «штуки». Только инструменты отличаются. Можно играть на гитаре, а можно на электрогитаре. В итоге оба инструмента делают одинаковую работу, но чуть отличаются по звучанию. Посыл и язык один и тот же. Если, например, включить музыку композитора Софии Губайдулиной без предварительных знаний, то на первый взгляд может показаться, что ее музыка напоминает современные дроны или эмбиент. Некоторые слушатели просто приняли такие особенности, и теперь не различают, какая музыка электронная, а какая сыграна традиционными инструментами. Большую роль в таком «привыкании» сыграла поп-музыка. Наверное, самая большая инновация электронной музыки в том, что она позволила нам имитировать звуки, которые нас окружают. А в некоторых случаях даже создавать свои, уникальные».

Альбом от артиста

«Album I would recommend to the beginners may be Voices from the Lake: Voices from the Lake (Prologue). I think this album is making it easy to understand what i want to describe».

«Если выбирать альбом, который я бы рекомендовал новичкам, то это, быть может, Voices from the Lake (Prologue). Думаю, этот альбом лучше продемонстрирует ту мысль, которую я хотел передать».

Moa Pillar (Федор Переверзев)
Москва

Moa Pillar имеет богатый опыт экспериментов со звучанием, в том числе с хип-хопом и IDM

«Начать стоит с того, что сейчас подавляющее количество музыки, которую вы слушаете, – электронная. Хип-хоп, поп-хиты, попсовый рок – это все сейчас электронная музыка. Так или иначе вопрос про «непопулярную» электронную музыку.

Говоря грубо – поп-музыка в первую очередь про гармонии и мелодии. Не поп-музыка – про звук и состояние. Самый простой способ понять такую музыку – это осознать, что слушание бывает разным. Что «гармония» понятие крайне относительное. В Азии, к примеру, понятие гармонии совершенно иное. Послушайте, к примеру, индонезийский гамелан, и вы поймете, о чем я. Так вот, если вы сможете это принять – кайфанете! А еще можно сходить на концерт/рейв и уже именно почувствовать звук телом. Неподготовленному слушателю некоторую музыку можно понять, только оказавшись в нужных условиях. Например, одно дело – слушать классический дабстеп дома и совершенно другое – ощущать грудью раскатывающиеся низкие частоты с большим давлением в клубе. Сразу станет понятно, в чем тут прикол. Музыка намного больше, чем приятно разрешающие аккорды или милые мелодии».

Альбом от артиста

«Oneohtrix Point Never: Garden of Delete. Просто послушайте приданный (?) электронный альбом года (2015). Есть смысл только в целиковом последовательном прослушивании».

Kovyazin D (Дима Ковязин)
Москва

Выходец из Екатеринбурга, диджей и продюсер, а также он проводит курсы по написанию музыки

«Как понять электронную музыку? Ее не нужно понимать, ее нужно просто начать слушать. При прослушивании в голове у каждого человека обязательно возникнет некий специфический образ, который, как правило, поведет его дальше. Если этого не случилось – меняем жанр и пробуем еще раз. Если говорить о понимании, то оно обязательно придет чуть позже. Но для начала главное, чтобы триггернуло».

Альбом от артиста

«Для того чтобы понять, что такое электронная музыка, и самое главное – понять, как она зарождалась и во что она превратилась, рекомендую начать с истоков и послушать творчество группы Kraftwerk, например, мой любимый альбом Radio-Aktivität».

Maria Teriaeva
Москва

В своем творчестве Маша нередко смешивает живые инструменты с модулярным инструментом Buchla

«Предлагаю двигаться по хронологии и начать с ранней электроники, когда создание музыки было близко к изобретательству и науке. Такой подход очень меня воодушевляет. Пионеры электронной музыки Morton Subbotnick, Laurie Spiegel, Daphna Oram, Delia Derbyshire, Suzanne Ciani открывают мир причудливых звуков, густых тембров и бессовестных экспериментов. Есть вероятность застрять в этом периоде надолго, как это произошло со мной».

Альбом от артиста

«Laurie Spigel: The Expanding Universe. Пример живой, глубокой музыки, сделанной на огромных железных машинах в 1970-х годах, от композитора, новатора и изобретателя Лори Шпигель».

Heinali (Олег Шпудейко)
Киев

Музыка Олега – это модулярный саундскейп
Олег также ведет подкаст и влог о музыке «АШОШ» с Алексеем Шмураком.

«Интересно, что вопрос предполагает, во-первых, существование электронной музыки как отдельного жанра. Во-вторых, вопрос предполагает ее (электронной музыки. – Прим. ред.) требования особенного, отличающегося от «общемузыкального» понимания. 

Если еще около восьмидесяти лет назад существовала подобная ситуация – с электронной музыкой в авангарде (по мнению одних) или маргинесе (по мнению других), то сейчас почти вся музыка так или иначе электронная или электроакустическая. В акустических жанрах практикуются техники и методы, пришедшие туда из электронной музыки, такие как работа с искусственным пространством, детализация и амплификация звука. Да и сам я, хоть являюсь артистом электронной сцены, в равной мере считаю себя последователем как пионеров модульного синтеза второй половины ХХ века, работавших с электронным звуком, так и позднесредневековых полифонистов XII–XIV веков, писавших акустическую музыку для человеческого голоса. В некотором смысле от влияния электроники на музыку мы уже никогда, наверное, не избавимся.

Потому, чтобы дать не слишком пространный ответ, позволю себе несколько сузить предлагаемые вопросом рамки и обратить внимание из всего разнообразия электронной и электроакустической музыки только на такую, которая работает с особенностями и проблематикой электронного звука. Что необходимо для понимания такого вида музыки? На самом деле то же, что и для понимания любой другой. Понимание возникает, когда мы можем строить верные ожидания от музыки.

Например, понимание не возникнет, если мы будем ожидать от сонат Моцарта бас как в хип-хопе, а от индийских раг структуру как у симфоний Бетховена. У этих музыкальных практик разные цели, да и инструменты, которые они используют для достижения этих целей часто отличаются. Так же обстоят дела и с электронной музыкой. Проще всего разобраться с ожиданиями на феноменологическом уровне – слушать как можно больше подобной музыки как можно чаще. Это подтверждают и научные эксперименты, согласно книге Аре Бреана, Гейра Ульве Скейа «Музыка и мозг». Будет также полезен и аналитический подход – узнавать как можно больше о контексте того или иного произведения, артиста или артистки, целях, которые они преследовали, темах, которые их интересовали. К примеру, вот две (из длинного списка) проблематики, с которыми часто работают (артисты электронной музыки. – Прим. ред.):

  1. Проблематика тембра. С одной стороны – возможность синтезировать фактически любой новый звук и моментально реагировать на новые тренды, с другой – тембры электронной музыки быстро «устаревают», вызывают ассоциации со звучанием определенного временного периода. Именно поэтому мы так легко можем определить музыку 1980-х или 1990-х по одному лишь тембру, а звучание терменвокса до сих пор, спустя более чем 60 лет, в массовой культуре ассоциируется с чем-то инопланетным. Только потому, что этот инструмент активно использовали для саундтреков к научно-фантастическим фильмам 1960-х и 1970-х.
  2. Проблематика телесности. В отличие от звука акустического, который требует ресурсов далеко не вечного человеческого организма, электронный звук может длиться почти бесконечно. Пока есть электричество. Именно поэтому, с одной стороны, электронный звук используется для исследования трансцендентных, как бы выходящих за рамки человеческого, состояний. С другой стороны, отсутствие исполнительского усилия поднимает проблему телесности в электронной музыке – как часто вы задумывались о том, не проверяет ли на самом деле свою электронную почту артист, играющий лайв на ноутбуке?»

Альбом от артиста

«Думаю, что из вышеперечисленного очевидно следует, что одного альбома, с которого можно было бы начать слушать электронную музыку, просто-напросто нет. Сам я увлекаюсь модульным синтезом и стараюсь следить за этой сценой, один из множества значимых альбомов, выпущенных за последнее десятилетие, – это Patterns of Consciousness от Катерины Барбьери. В нем она работает с еще одной проблематикой электронного звука – памятью. Открывающая альбом композиция «This Causes Consciousness to Fracture» состоит из длинной секвенции (в электронной музыке секвенция – это запрограммированная на специальном устройстве последовательность нот), в которой почти все шаги (ноты), кроме четырех, изначально отключены, вместо них звучит тишина, негативное пространство. Шаги постепенно включаются, воспоминание как бы реконструируется на протяжении всей композиции».

SP4K (Алексей Сущик)
Санкт-Петербург

Молодой продюсер, чья музыка варьируется между хип-хопом и техно. Широкую известность Алексей получил благодаря треку «Трагикомедия»

«Лично я к осознанному прослушиванию электроники пришел тогда, когда отпустил поиск смысловой нагрузки в музыке. Когда сфокусировался на том, что ритм отзывается в моем теле (от постукивания ногой в такт и заканчивая безудержным кутежом, спровоцированным жирным звуком синтезаторов).

Когда я говорю об электронной танцевальной (!) музыке, то тут стоит обратить внимание, что в большинстве своем она использует повторения ритмические, да и гармонические. Ритм захватывает тело, звуки мелодии погружают голову в некий транс, и в зависимости от времени и места прослушивания вызывают не мысли, а эмоции. Так, слушая в наушниках, например, Gesaffetlstein во время перемещений по городу, я ловлю себя на том, что иду быстрее остальных из-за ритма, с лицом, явно что-то замышляющим, но это лишь рефлексия тела и мозга на звуки. А побывав на драм-н-бейс фестивале, несмотря на достаточно агрессивные звуки, ловил лютую эйфорию, отдавшись прыжкам в такт трека.

Но помимо танцевальной «электронщины», есть еще куча различных жанров, которые работают иначе. Я имею в виду как эмбиент, так и IDM или различные деконструкционные направления и так далее. Здесь диалог между композицией и слушателем также об ощущениях и эмоциях, но совершенно других. Так, под эмбиент кто-то медитирует, а на dj-сете Aphex Twin можно поймать эпилептический удар из-за экстремальности его приемов, но в этом и есть как раз-таки вся широта силы электронной музыки.

В целом я считаю, основная фишка электронной музыки – это создать собственную атмосферу в голове у слушателя, такую, какую больше никак в материальном мире не создать, ведь электронные звуки нигде в природе не существуют, и в этом и есть ее прелесть и так сказать эксклюзивность относительно других направлений, где используются живые инструменты и голоса.

Так что если вы хотите понять электронную музыку именно как слушатель, а не музыкант, то, наверно, для начала надо перестать думать».

Альбом от артиста

«Альбомом, с которого у меня началось знакомство с электронной музыкой, был Prodigy: Always Outnumbered, Never Outgunned. Однако спустя пару лет вышел альбом Clark: Body Riddle. Изначально альбом прошел мимо меня, и услышал я его только спустя 7 лет. Именно этот альбом я бы порекомендовал послушать тем людям, которые еще ни разу не слушали электронику (хотел бы я посмотреть на их лица во время прослушивания)».

0 комментариев