Актуальное
by Андрей Филиппов  /  11 месяцев назад

63-я церемония «Грэмми»: рок

Дайджест основных моментов «Грэмми» в категории рок-музыка

Время чтения: 10 мин

Дайджест основных моментов категории рок-музыка

С рок-музыкой, альтернативой и металом на «Грэмми» всегда все было сложно, и данный год исключением не стал. Во-первых, рок и альтернатива, по версии «Грэмми», звучат легко и доступно, спокойно и мягко. В отношении практически всех релизов в списке больше применим термин «поп-рок». Во-вторых, отсутствие категории «Лучший метал-альбом» до сих пор вызывает непонимание. А еще в категорию «Лучшее метал-исполнение» включили лайв-трек (!) группы Power Trip, при этом далеко не самого лучшего качества. Произошло это, по всей видимости, из-за смерти их фронтмена Райли Гейла в августе 2020-го. Причина, может быть, и веская, но музыкальная составляющая этого решения вызывает сомнения.

«Лучшее рок-исполнение» – выдается группам или соло-артистам за то, насколько хорошо они записали тот или иной трек или сингл. Статуэтка вручается именно музыкантам, а не продюсерам или сонграйтерам.

Fiona Apple – «SHAMEIKA» [победитель]
Возвращение Фионы Эппл в 2020-м по-хорошему удивило многих критиков, тем более что все узнаваемые черты ее творчества остались на своих местах. «SHAMEIKA» – отличный прогрессивный поп-рок-трек с заметным привкусом фолка, сильным акцентом на фортепиано. От вокала Фионы веет одновременно Майком Паттоном и Билли Айлиш. Любопытные референсы, не правда ли?

Big Thief – «NOT»
Big Thief – это эмоциональный инди-фолк-бэнд из США. На этой композиции группа объединяет женский вокал с пробивным гитарным фузз-соло. «Not» звучит очень просто и глубоко одновременно.

Phoebe Bridgers – «KYOTO»
Альбом Punisher американки Фиби Бриджерс был очень тепло принят критиками в прошлом году. И «Kyoto» действительно можно считать жемчужиной этого альбома. Отличный и мягкий фолк-рок, неторопливый, размеренный, с оркестровыми аранжировками и невероятно эмоциональным девичьим вокалом.

HAIM – «THE STEPS»
В основе коллектива три сестры, выросшие на музыке Fleetwood Mac, кантри из девяностых и R’n’B с просторов MTV того же периода. Трек с бодрой подачей, акцентом на гитарах, неординарным и несколько лоуфайным звуком.

Brittany Howard – «STAY HIGH»
В составе группы Alabama Shakes Бриттани уже успела заработать 4 статуэтки, теперь она поборется соло. «Stay High» – это очень вкрадчивая соул-колыбельная с рок-н-ролльной душой и порывом.

Grace Potter – «DAYLIGHT»
И снова в деле девушки-сонграйтеры. «Daylight» – отличный закрывающий трек для экспрессивного по накалу, но умеренного по звучанию одноименного альбома. Сильнейший вокал Грэйс, стена шума в самом начале и эмоциональные американские горки в рамках одного трека отлично характеризуют и сам альбом.

«Лучшее метал-исполнение» – выдается группам или соло-артистам за то, насколько хорошо они записали тот или иной трек или сингл. Статуэтка вручается именно музыкантам, а не продюсерам или сонграйтерам.

Body Count – «BUM-RUSH» [победитель]
Рэп-метал-группа, собранная Ice-T в далеком 1990 году, только к седьмому полноформатнику добралась до номинации на «Грэмми». Отдельного внимания заслуживают партии соло-гитары Эрни Си, одного из основателей банды, – мелодика на протяжении всего трека отлично дополняет общую картину.

Code Orange – «UNDERNEATH»
Прошлогодний альбом Code Orange успел наделать шума в мире тяжелой музыки. Неудивительно: музыканты с уважением «расчленили» некоторые почившие тяжелые жанры и собрали из них что-то свое. Трек «Underneath» отлично подходит для знакомства с командой: он умеренно мелодичный и тяжелый, собирает в себе все особенности Code Orange и в полной мере раскрывает их экспериментальный характер.

In This Moment – «THE IN-BETWEEN»
И снова дебютанты на «Грэмми»! Модерновый метал-трек с женским вокалом, как экстремальным, так и чистым. В слабую долю, сильный грув, не самые захватывающие партии, но потрясающий вокал солистки.

Poppy – «BLOODMONEY»
Самое большое метал-откровение прошлого года – это уход Poppy из поп-музыки в тяжелые жанры. При этом уход этот получился весьма успешным и неординарным: поп-мотивы с жестким звучанием способны удивить.

Power Trip – «EXECUTIONER'S TAX (SWING OF THE AXE)» [LIVE]
А вот с этим номинантом не все просто. Номинирована именно живая версия песни, вышедшей в свет в составе альбома Live in Seattle 05.28.2018 в июне прошлого года. Оригинал песни был представлен еще в 2017-м. Через два с половиной месяца после этого по неизвестной причине умирает вокалист Power Trip Райли Гейл. Данная номинация скорее дань уважения почившему музыканту.

«Лучшая рок-песня» – награда присуждается именно авторам за новые песни или песни, «впервые завоевавшие известность» в период отбора в номинацию. Композиции, в мелодии которых превалируют сэмплы или музыкальные интерполяции, не могут быть номинированы.

Phoebe Bridgers – «KYOTO»
[автор песни Фиби Бриджерс, Морган Наглер и Маршалл Воре]

Tame Impala – «LOST IN YESTERDAY» [автор песни Кевин Паркер]
Психоделия музыки Tame Impala вкупе с сонграйтерским талантом Кевина Паркера, фронтмена и продюсера группы, способна покорить любого слушателя. The Slow Rush – отличный альбом, с которого можно начать знакомство с коллективом, а «Lost in Yesterday» – очень своеобразный по звуку, но чудесный по настроению хит.

Big Thief – «Not»
[автор песни Адрианна Ленкер]

Fiona Apple – «SHAMEIKA»
[автор песни Фиона Эппл]

[победитель] Brittany Howard – «STAY HIGH»
[автор песни Бриттани Ховард]

«Лучший рок-альбом» – награда вручается музыкантам, продюсерам и звукорежиссерам одновременно, записавшим лучший по версии комитета рок-альбом.

Fontaines D.C.: A HERO'S DEATH
«Фонтаны» помогают воскрешать постпанк с британских островов. Делают они это крайне экспериментально и нетривиально, но в то же время с огромным уважением к канонам жанра. Репитативно и медитативно, с заметной меланхолией и ирландским акцентом.

Michael Kiwanuka: KIWANUKA
Представьте себе сплав из британского инди-рока, фолк-музыки и соула. Так примерно и звучит третий полноформатник Майкла Кивануки. Заводные песни с отсылками к Beck, Oasis и Джими Хендриксу.

Grace Potter: DAYLIGHT
В 2015-м исполнительница выпустила альбом Midnight и заявила о том, что думает о завершении музыкальной карьеры. Альбом Daylight работает на контрасте, и сейчас уже Грейс говорит о том, что мрачный период ее жизни прошел и она продолжит заниматься любимым делом.

Sturgill Simpson: SOUND & FURY
У Стерджилла уже есть одна статуэтка из 2017 года в номинации «Лучший кантри-альбом». В этот раз ситуация иная: текущий альбом скорее отдает прогрессив-роком или спейс-роком, а от кантри здесь лишь манера вокала, и то не в каждом треке. Но именно такой экстраординарный набор и привлекает к себе повышенное внимание!

The Strokes: THE NEW ABNORMAL [победитель]
Фанаты The Strokes привыкли слышать коллектив в контексте гаражного рока, в то же время The New Abnormal весьма любопытно смешивает инди-рок и нью-вейв. Кого-то из ценителей группы эта метаморфоза расстроила, кто-то отнесся к ней с пониманием. Но отрицать факт того, что этот альбом заслуживает отдельную статуэтку, попросту нельзя.

Альтернатива

«Лучший альтернативный альбом» – вручается за запись, «существующую вне мейнстрима музыкальной индустрии». Присуждается музыкантам, продюсерам, звукорежиссерам и прочему персоналу, причастному к выходу альбома

Fiona Apple: FETCH THE BOLT CUTTERS [победитель]
Каждый из четырех предыдущих альбомов Фионы Эппл был номинирован на «Грэмми», и прошлогодний Fetch The Bolt Cutters не становится исключением. Музыка Фионы – это очень живой и спокойный арт-поп-рок с прогрессивными структурами песен. Особое место в каждом треке занимает ее сильный вокал, фортепиано и жизненная лирика. Стоит отметить, что в 1998 году Фиона уже забрала одну статуэтку в схожей категории!

Beck: HYPERSPACE
К этому альбому приложил руку Фаррелл Уильямс, и это очень заметно. В хорошем смысле, конечно же! Творчество Бека всегда звучало по-особенному, и к экспериментам в его работах слушателям было не привыкать, но уход в синти-поп и ретровэйв удивил многих. Много космоса, глубоких синтов и запоминающихся хуков.

Phoebe Bridgers: Punisher
Альбом Фиби – это очень вкрадчивая и размеренная запись для людей, никуда не спешащих. Некоторые треки отлично подойдут на роль колыбельной, другие – как гимн пикнику в парке с друзьями. Отличный пример современного фолк-рока с чертовски проработанным, но минималистичным саундом.

Brittany Howard: JAIME
Эффектный альбом от сильной женщины. В наличии очень заметное ритм-энд-блюз влияние, при этом в самом нетрадиционном и современном его виде.

Tame Impala: THE SLOW RUSH
Четвертая пластинка австралийцев – первый релиз группы после четырехлетнего затишья. Смесь прог-рока и синти-попа в The Slow Rush сделала фирменное звучание группы куда более танцевальным, чем раньше, однако при этом группе удалось сохранить в звучании все то, за что их когда-то полюбили. И все это, как всегда, сопровождается глубокими философскими текстами Кевина Паркера.