Рецензии
by Камаль Немыченков  /  около 1 года назад

Discovery

Daft Punk

«На студии произошел несчастный случай, пока мы работали с сэмплером. Ровно в 9:09 9 сентября 1999 года он взорвался. Когда мы пришли в себя, оказалось, что мы превратились в роботов».

Классика

Как альбом Discovery превратил Daft Punk в легендарных роботов

За время своего существования Daft Punk приобрели легендарный статус. Необязательно быть фанатом, чтобы знать их песни наизусть (сложно не запомнить ту же «Around The World»). При упоминании дуэта в голове сразу возникает образ двух роботов, но так было не всегда. Это заслуга альбома Discovery, которому в этом году исполнилось 20 лет. 

Фото: Seb Janiak

Предыстория

В 1997 году Тома Бангальтер и Ги-Манюэль де Омем-Кристо выпустили дебютный альбом Homework, который без преувеличения совершил революцию в хаусе. Его влияние на танцевальную музыку было колоссальным. Артисты по всему миру начали активно эксплуатировать диско-сэмплы, пытаясь приблизиться к тому, что сделали французы. Некоторым частично удавалось: взять тех же Modjo, Spiller или Moloko, чьи треки повторяли идеи Homework. Даже Cher не удержалась и запрыгнула в этот поезд: на «Believe» она засэмплировала ударные из «Revolution 909». 

Homework даже сейчас можно назвать новаторской пластинкой: хаус и техно в ней идут рука об руку, а сэмплинг все еще кажется невообразимо крутым. Чего стоят одни заглавные хиты «Da Funk» и «Around The World». Но фанатов ждали продолжения идей, и ответ не заставил себя долго ждать. 

Создание и концепт

Создавая Discovery, Бангальтер и Омем-Кристо хотели как можно дальше идеологически уйти от предыдущей пластинки. Их не привлекала перспектива навсегда застрять в образе хаус-артистов. В 1998 году они доделали «One More Time» и начали экспериментировать со звуком, отложив сингл до лучших времен.

По сути Homework больше является микстейпом, чем на полноформатным альбомом. Изначально Тома и Ги-Мануэль не планировали выпускать цельный релиз. У них просто накопилось много достойного материала, который они скомпоновали в альбом.

Discovery в первую очередь отличается от предшественника четкой концепцией. Кроме того, это высокобюджетный проект. Только на полнометражный мультфильм «Interstella 5555», сделанный в поддержку альбома, было потрачено $4 млн. Однако, в отличие от большинства подобных случаев, солидный бюджет только подчеркнул моральную сторону творчества Daft Punk. 

Постер Interstella 5555

Discovery — очень глубокая работа, в которой Бангальтер и Омем-Кристо не только выразили себя как музыканты. Смешав музыку, на которой они росли, со своими детскими переживаниями, Daft Punk осуществили в этом альбоме свои мечты. Даже на роль режиссера мультфильма они пригласили кумира детства Лэйдзи Мацумото. 

В итоге Discovery превратился в красочную смесь глянцевого диско с мелодичным прог-роком. Для многих фанатов Homework новая пластинка, в некотором роде, стала разочарованием. Daft Punk почти полностью перекроили звучание — от духа рейва не осталось и следа. Стиль сэмплирования и ритмика были все еще узнаваемы, но общий настрой кардинально отличался от предыдущих работ. Тем не менее, искренность пластинки оценили даже самые ярые фанаты техно.

Роботы

Интервью для Iceland TV, 1998 год

Как ни странно, самым ярким нововведением Discovery была не музыка. С момента выхода Homework дуэт оставался анонимным. Да, сейчас найти фотографии Daft Punk легко, но тогда никто не мог их идентифицировать. Доходило до смешного: во время одного из интервью артисты сидели перед репортером с черными мешками на головах. Daft Punk хотели сохранить анонимность, чтобы сосредоточить внимание слушателя не на себе, а на своей музыке. 

Discovery же подарил миру один из самых узнаваемых образов в мире музыки — двух роботов. В интервью Бангальтер и Омем-Кристо рассказывали забавную историю о том, как они к этому пришли.

«На студии произошел несчастный случай, пока мы работали с сэмплером. Ровно в 9:09 9 сентября 1999 года он взорвался. Когда мы пришли в себя, оказалось, что мы превратились в роботов».

Тома Бангальтер

Время 9:09 — это отсылка к драм-машине Roland TR-909, на которой сделан почти весь классический хаус. В Homework дуэт ссылался на нее в треке «The Revolution 909».

Из личного архива
Тома Бангальтера и Ги-Эмманюэля де Омем-Кристо

Как звучит Discovery

Главная фишка Discovery — превращение дуэта в роботов. С первой же композиции артисты обращают внимание слушателей на этот концепт. Релиз открывает «One More Time», в которой вокал Romanthony пропущен через автотюн. Роботизированный голос так хорошо сочетается с треками, что делает их только интереснее и уникальнее. Представьте «Harder, Better, Faster, Stronger» с обычным вокалом — получится как минимум странно. Сегодня, возвращаясь к любовной балладе «Something About Us», интересно осознавать, что Daft Punk одними из первых использовали автотюн там, где это изначально казалось неуместным.

Другой сильной стороной Daft Punk всегда была техника сэмплирования. В YouTube есть тысячи видео, где фанаты пытаются воссоздать треки дуэта — и почти никому не удалось сделать это с достаточной долей достоверности. Большинство композиций Discovery все еще были построены на сэмплах, но теперь их дополняли собственные партии Daft Punk. Гитарные рифы в «Aerodynamic» и «Digital Love», добавляющие трекам рок-эстетики, или эпичное синтетическое арпеджио в «Superheroes», благодаря которому она похожа на супергеройское кино 80-х.

И конечно, известный шифр, скрытый в названии трека «Veridis Quo». Достаточно прочитать фразу вслух, чтобы получить заветное «very disco». Теперь поменяйте слова местами — получите «discovery».

Итог

Объективно оценивать Discovery трудно, ведь я с подросткового возраста являюсь большим фанатом этого альбома. Достаточно включить первый трек, как весь альбом незаметно проигрывается до самого конца. Это удивительная вселенная, у которой не появилось аналогов даже спустя 20 лет.

Классика