Мнение
by Александр Куликовский  /  10 месяцев назад

Как Billie Eilish повлияла на поп-музыку

Разбираемся в уникальном стиле певицы и отмечаем два года с момента выхода первого альбома.

Время чтения: 7 мин

Два года прошло после выхода первого альбома певицы. Разбираемся в особенностях ее уникального стиля.

Автор: Александр Куликовский

Давайте отмотаем время назад: большой документальный фильм на Apple TV+, резонансная песня-саундтрек для нового фильма бондианы, четыре победы в четырех главных номинациях «Грэмми», выпуск дебютного альбома, дружба с самыми яркими немейнстримными рэп-исполнителями, экспериментальный EP, первые шаги на SoundСloud. Предлагаю остановиться на пункте с дебютным альбомом, который вчера отмечал вторую годовщину.

Никогда не считал Billie индастри плэнтом (industry plant музыкант, которого очень активно продвигает лейбл, но при этом создается видимость, словно популярность пришла сама по себе), потому что это преступно глупо, учитывая, что ее первый хит был опубликован на SoundСloud, а первый контракт с лейблом подоспел как раз, когда она собирала миллионы прослушиваний на «Ocean Eyes». Никогда не считал Billie поп-революционеркой: за два года так и не появилось больших исполнителей, звучащих, как они с Finneas, да и они тоже стали незаметно отдаляться от такого звучания. Никогда не считал ее покровительницей поколения, потому что у молодых явно найдется десяток-другой лидеров погромче.

Тем не менее этот человек смог расшевелить индустрию, составив очень серьезную конкуренцию большим акулам. С собой она притащила такую утонченную штуку, как неумение быть крутой, смотрясь круто. Эдакая крутость, противоречащая себе по определению. Брекеты, мешковатая одежда, кислотный цвет волос, нежелание скрывать бросающийся в глаза синдром Туретта, не зря ведь любимые персонажи молодых – это аутсайдеры и маргиналы. Ру в «Эйфории», Артур Флек в «Джокере» или условный Трэвор Филлипс из Grand Theft Auto V. Самые слабые вчера самые сильные герои сегодня.

Как ее образ противоречит себе, так то же самое происходит и с музыкой: очень тихое пение звучит в треках с преобладающими низкими частотами, но приглушенный вокал практически не конфликтует с перегруженными басами, будто бы так и должно быть. Наивный мотив, словно вырезанный из детских образовательных мультсериалов в «bad guy» сопрягается с текстом о взрослых отношениях и стервозности, а на похожем по минималистичному звучанию «bury a friend» (который только ленивый не сравнивал с «Black Skinhead» Kanye) метафорично описывается сонный паралич.

Инфантилизм на альбоме 17-летней девушки органично уживается с упоминанием смерти, тревожности, наркотических веществ и доминирующих мужчин. Billie не сводит общий месседж к тому, что быть ребенком глупо, наоборот, она стремится показать, что оставаться собой важнее, чем прятаться за маской взросления, из-за чего на альбоме звучит цитата Мориарти из «Шерлока», упоминается видеоигра-головоломка, а в качестве сэмпла используется вырезка из «Офиса».

Все эти факторы и выделяют WHEN WE ALL FALL ASLEEP, WHERE DO WE GO? на фоне дорогущих альбомов Lady Gaga, Ariana Grande и Taylor Swift. Комнатный продукт (пускай и с недешевым оборудованием и первоклассным сведением) может запросто конкурировать с пластинками-блокбастерами, потому что на первом месте стоит связь со слушателем. 

Говорить о своих слабостях, показывать изъяны, стесняться своего тела в этом подростки и юноши видят самих себя. И хоть Billie давно стала постоянным гостем красных дорожек, амбассадором модных домов и главной героиней больших фильмов, для миллионов ее поклонников она остается «одной из нас», а не «одной из них».