Мнение
by Сэм  /  10 месяцев назад

«Африканский гигант»: что такое афробитс?

Афробитс – самая большая музыкальная культура с Африканского континента. Музыка, которая за последние несколько лет смогла дойти до мирового мейнстрима.

Время чтения: 12 мин

Короткая история о том, как афробитс покоряет планету

Мамасэ мамаса мамакуса, я приветствую вас словами мира, брат и сестра. Признаюсь, я не смотрел «Грэмми» в этом году. Следил ночью за твиттер-фидом с мероприятия, а утром посмотрел итоговый список победителей. Улыбнулся победам Megan Thee Stallion, порадовался за давно заслуженную статуэтку Nas и ощутил что-то вроде чувства патриотической радости в категории «Лучший мировой музыкальный альбом». Номинация стала второй подряд для Burna Boy, и на этот раз он все-таки смог забрать статуэтку. Burna Boy, пожалуй, самый актуальный артист с Африканского континента сегодня. Так же, как BTS – самое крупное музыкальное явление из азиатского мира или J Balvin – самое популярное из мира латиноамериканской музыки. K-pop, латиноамериканская поп-музыка и афробитс – по-моему, жанры, которые за последние пару лет смогли успешно взобраться в мейнстрим мировой музыки. Из всех мне лично ближе афробитс, поэтому предлагаю познакомиться с главным жанром Африканского континента сегодня.

Обложка альбома Burna Boy African Giant (Африканский гигант – Прим. ред.)

Истоки

Мое первое осознанное воспоминание об афробитсе, скорее всего, связано с песней «African Queen» от 2Face. Тогда, в детстве, я не уделял особого внимания музыкальной составляющей песни. Для меня она была такой же, как любая из поп-песен, что я слышал на радио. Просто в этой песне исполнитель выражал свои чувства, используя нигерийский пиджин. Второй момент, на который я не мог не обратить внимание еще в детстве, слушая «African Queen», это ритм. Дома играла только африканская, нигерийская музыка, и в подавляющем большинстве песен использовался подобный ритм, поэтому в моей голове отложилось, что именно так звучит африканская музыка. Через время, когда я уже осознанно стану знакомиться с афробитом и афробитсом, я узнаю, что эти два момента – ритм и пиджин – составляют основу жанра афробитс. Но об этом позже.


Нельзя знакомиться с афробитсом, не уделив внимание его «старшему брату» – афробиту. Более того, название этого жанра прямо отсылает к «старшему брату». Подобная связь, кстати, смущает некоторых исполнителей и почитателей жанра, поэтому нередко можно встретить обозначение этой музыки словами «афрофьюжен» или «афропоп». Такие люди настаивают на том, что новому главному жанру Африканского континента нужно свое, обособленное название. Однако мне нравится позиция другого круга слушателей, которые говорят, что, называя жанр именно афробитс, мы тем самым отдаем дань уважения людям, которые заложили фундамент для этого направления.

(слева) Фела Кути и Тони Аллен | фото: Alamy

Фела Кути и Тони Аллен. Не стану сильно углубляться в историю афробита, лишь обозначу общую картину. В середине ХХ века главным музыкальным жанром Африки был хайлайф. Хайлайф – это что-то вроде африканского свинга: смешение джазового влияния и национальных африканских музыкальных инструментов. Именно в такой Африке рос Фела Кути. Парень родился в интеллигентной и обеспеченной нигерийской семье. И как это обычно бывает в интеллигентных и обеспеченных нигерийских семьях, родители отправили своего ребенка учиться в Англию. В Лондоне парень быстро понял, что врач – это не то, кем он хочет быть. Собрал свою группу и стал играть хайлайф. Даже после того, как Фела вернулся в Нигерию, он первое время тоже играл хайлайф.

Ключевую роль в зарождении афробита сыграла его поездка в США. Там он знакомится с афроамериканкой Сандрой Изадорой. Девушка была активным членом Партии черных пантер и обратила внимание еще молодого Фела на силу его африканского происхождения. Она призывала Фела стать голосом для нигерийцев и вместо того, чтобы исполнять «колонизаторский» хайлайф, подарить своим людям музыку о них.

После возвращения из Америки Фела переименовал свою группу из Koola Lobitos в Africa 70’. Затем отправился в Гану вместе со своим другом и барабанщиком Тони Алленом. По поверью, именно в Гане они пришли к созданию нового жанра. Принципиальное отличие афробита от хайлайфа в духе трайбализма, в появлении фанкового и отчасти даже психоделического грува, а также в языке. В отличие от хайлайфа, который был попыткой «отшлифовать» африканский экспириенс, афробит больше не пытался «прикинуться своим». Впервые на континенте появился большой музыкант, который гордился своими корнями: сценические образы Фела с отсылкой на традиционные африканские религии и максимальное использование пиджина в лирике песен.

Концерт Фела Кути и Egypt 80, Париж, 1984 год

Во время жизни Фела Кути афробит оставался главным жанром континента, а сам Фела до сих пор, пожалуй, самый легендарный музыкант из Африки. Однако ближе к началу второго миллениума афробит, который во многом всегда был музыкой именно молодых африканцев, стал терять свой вес как голос поколения. Трудно представить себе молодых парней и девушек из какой-либо страны мира в 1990-х и 2000-х, которые бы включали на вечеринках пятнадцатиминутные инструментальные джемы. Так на смену афробита постепенно пришел афробитс.

Первые признаки появления новой музыки

Африка 2000-х – это во многом все еще страны с «колониальным мышлением». Несмотря на невероятную популярность Фела в Западной Африке, ближе к закату его активной карьеры и влияния принципы самобытности остались во многом забытыми. Музыканты в большинстве подражали своим коллегам за Атлантическим океаном. В мейнстриме находились артисты, которые делали хип-хоп и R&B-музыку. В образах – полное подражание хип-хоп-артистам из США. После Фела, который выступал на концертах в трайбалистских образах, пришли музыканты, которые носили цепи и дизайнерскую одежду по образу афроамериканских селебрити.

Потребовалось время для того, чтобы корни, заложенные афробитом, проявились в новом поколении. Одним из таких первых проявлений афробитса часто называется альбом Game Over от P-Square.

P-Square – это нигерийский дуэт братьев-близнецов Питера и Пола Окойе. Парни называют своим главным идолом Майкла Джексона, и долгое время перед тем, как делать музыку, они занимались брейк-дансом. Game Over – третий студийный альбом P-Square. Как и было отмечено выше, на альбоме парни совмещают два самых ходовых жанра в Африке 2000-х среди молодых слушателей: хип-хоп и R&B. Тем не менее самая, пожалуй, популярная песня на этом альбоме – песня, которую я лично слышал на очень многих вечеринках диаспоры в Москве – это «Do Me». Клубный трек, который выделяется тем, что в основе ритма лежат национальные африканские мотивы, и парни используют нигерийский пиджин в лирике. Кроме него, в этом же ключе на альбоме выделяется «No One Like U» – в основе также лежит африканский ритм. И я бы еще отметил «Miss U Die» – тут, хотя в музыке самый обычный афроамериканский R&B, но в лирике парни снова используют пиджин. И так в течение всего альбома: парни стараются найти тонкий баланс между празднованием своих корней и трендовым звуком. В итоге проект нельзя назвать полностью R&B-релизом, но и про афробитс тогда еще никто не думал.

Тем не менее Game Over считается одним из первых релизов, который не старался подражать американской черной музыке. Релиз от разгоняющихся артистов, который использовал африканские ритм и мелодии. И что еще важнее, говорил на языке, которым изъяснялись все нигерийцы. Альбом в итоге стал мегапопулярным, разошелся тиражом в 8 млн копий по всему миру и считается одним из лучших релизов нигерийской музыки 2000-х.

Англия

Несмотря на то что афробитс – это явление, которое корнями выходит из Нигерии и Ганы, «премьера» жанра состоялась в Великобритании. Практически такой же сценарий, который открыл Англии новую культуру грайма в начале 2000-х, повторился и с афробитсом в начале 2010-х.

В 2011 году в эфире радиостанции Choice FM (сегодня называется Capital Xtra. – Прим. ред.) стартовало дневное шоу Afrobeats with Abrantee, которое вел DJ Abrantee.

DJ Abrantee | фото: Joseph Okpako

Абранти Боатенг, сын ганийских иммигрантов из Восточного Лондона, начал свою карьеру на радиостанции в 2006 году. Сначала он вел непопулярное шоу Saturday’s Choice, которое выходило раз в месяц по субботам. Со временем парень сменил много разных программ и в 2010-м предложил руководству станции концепт нового шоу. Afrobeats with Abrantee – передача, посвященная афробитс-музыке. Музыка, которая хотя к тому времени уже и обрела своих звезд на Африканском континенте, но все еще неизвестная широкому слушателю. После того как пиратские радиостанции открыли миру грайм, радиошоу Абранти постепенно знакомило слушателей с афробитсом. И так же, как именно африканская диаспора в Лондоне подключалась и распространяла пиратские эфиры грайма, в 2011-м африканская диаспора, подключившись к шоу DJ Abrantee, сделала шоу популярным. Впервые в истории радиостанции Choice FM стал трендовой темой в твиттере. Таким образом, Абранти был одним из пилигримов новой культуры и, кстати, считается человеком, который придумал название «афробитс».

Следующий большой толчок афробитс получил в середине 2010-х с приходом вирусных танцевальных челленджей. В 2013 году британский исполнитель ганийского происхождения Fuse ODG выпустил две песни – «Antenna» и «Azonto». Вторая песня берет свои корни из одного из национальных танцев Ганы с таким же названием. После выхода «Azonto», в YouTube стали появляться сотни танцевальных видеороликов, что привело к тому, что «Azonto» превратился в вирусный танцевальный челлендж. Я бы даже сказал, что все африканцы по всему миру танцевали «Azonto» в 2013-м. После этого будет еще не один вирусный танец, продвигающий афробитс в мейнстрим мировой музыки.

Ну и пожалуй, самый большой момент в популяризации афробитса случился в 2016 году. Drake выпустил «One Dance». Обри иногда критикуют за культурную апроприацию. История, которая началась примерно с выходом его четвертого альбома Views, и в частности «One Dance». В основе песни лежит африканский танцевальный ритм, который является ключевой составляющей афробитса. Вместе с этим на фите числится нигерийский исполнитель WizKid, который вместе с 40 выступил продюсером песни. В итоге свежая и непривычная для массового слушателя «One Dance» в 2016-м стала самой успешной песней на Spotify. А после этого, в 2017 году, WizKid был подписан лейблом RCA – самая крупная сделка в истории африканской музыки.

Во многом «One Dance» стала «большим дебютом» афробитса на мировой сцене и привела в жанр огромное количество слушателей. После этой песни афробитс в каком-то смысле перешел рубеж и стал набирать популярность по всему миру. А через пять лет релиз Burna Boy станет первым афробитс-альбомом, получившим статуэтку «Грэмми».

Что такое афробитс?

Выше для удобства прочтения я называл афробитс жанром, однако это не совсем так. Афробитс – это термин, объединяющий группу жанров. Проще говоря, внутри афробитса существует много разных музыкальных течений, но для удобства обозначения современной поп-музыки с Африканского континента некоторые используют термин «афробитс».

Как неоднократно было отмечено выше, в основе афробитса лежит два момента.

Первое – это ритм. Любую песню можно сразу же узнать по сложному зацикленному ритму. Клаве-ритм. Клаве – это по большому счету традиционный западноафриканский барабанный ритм. Кроме того, клаве лежит в основе практически всех афро-кубинских жанров: сальса, румба, конга и т. д. Ритм в афробитсе, на самом деле, можно назвать самой главной частью музыки. Отличительная черта музыки. Момент, который подчеркивает главное применение этой музыки – танец. Афробитс создается для того, чтобы танцевать.

Следующий важный момент – язык. Английский язык пришел в страны Западной Африки благодаря колониализму. И примерно то же самое, что произошло с английским в южных штатах США, где язык приобрел свою отдельную жизнь, случилось в западноафриканских странах. Английский является государственным языком в Нигерии, но нигерийцы между собой не говорят на английском, они используют пиджин. И если афроамериканцы с юга, создавая свою музыку, использовали только «свой» английский, то африканцам потребовалось время на то, чтобы прийти к этому. Но как только сначала Фела, затем музыканты афробитса стали использовать пиджин в своей музыке – эти жанры превратились в национальную музыку. Афробитс невозможен без пиджина.

Сегодня, когда афробитс стал уже мейнстрим-музыкой, артисты периодически смешивают его с другими стилями и жанрами. Например Twice As Tall, за который Burna Boy и получил «Грэмми», нельзя назвать чисто афробитс-релизом. В отличие от своего предыдущего проекта African Giant, на этом альбоме Burna подмешивает к афробитсу хип-хоп, R&B, грайм и даже смог найти место Крису Мартину из Coldplay. Самым, наверное, популярным стилем внутри афробитса можно назвать афросвинг, появившийся в Великобритании за счет добавления дэнсхолла и грайма.

Основные представители

Основная троица афробитс-селебрити – это Burna Boy, WizKid и Davido. На сегодняшний день WizKid все еще является самым большим афробитс-артистом. Вместе с этим он единственный из троицы, кто вовлечен в процесс создания музыки. WizKid можно нередко встретить в продюсерских кредитах британских проектов. Сегодня Burna Boy можно назвать фронтменом этой музыки и самой актуальной звездой. В 2017-м он был подписан на Atlantic Records, и последние несколько лет лейбл активно занимается продвижением артиста. Я до сих пор улыбаюсь, когда вижу двадцатисекундный скит Burna Boy на последнем альбоме Ty Dolla $ign, – наличие этого трека можно объяснить только работой лейбла. Davido – один из первых афробитс-артистов, который открыл жанр для американского слушателя. Парень родился и прожил всю жизнь в США и наряду с Wale долгое время был единственным африканским артистом, известным американской аудитории.

Можно только догадываться, сколько в сегодняшнем мире афробитс-артистов. Вероятнее всего, успехи Burna Boy приведут к еще большому распространению этой культуры.