Рецензии
by Сэм  /  9 месяцев назад

It's Dark and Hell Is Hot

DMX

«Взгляни в мои глаза... сделай то, что делаю я... походи в моей обуви, почувствуй боль моих ног. И тогда ты поймешь, почему я творю грязь на этих улицах»

Классика

Хоррор-история парня из Йонкерса, ставшая хип-хоп-классикой.

Неделю назад не стало Эрла Симмонса. Он ушел в возрасте пятидесяти лет. Оставил за собой семнадцать детей. Спас от увядания легендарный Def Jam. Разогнал один из самых важных инди-лейблов в хип-хопе. Принес новый виток или даже эру в хип-хопе после своего дебюта. Баттлил с молодым Jay-Z и был одним из немногих, кому удалось не проиграть молодому Картеру. Боролся с внутренними демонами всю жизнь. Любил собак больше, чем любил людей. Оставил после себя один из самых успешных каталогов в истории хип-хоп-культуры. Стал первым артистом в истории с двумя альбомами во главе чарта в один год. Выпустил It's Dark and Hell Is Hot.

Одна из самых жарких и обсуждаемых тем внутри хип-хоп-культуры – вопрос о том, у какого эмси был лучший дебют в истории. В таких обсуждениях сразу же называется имя Насира вместе с Illmatic, затем, конечно же, нельзя забывать мейнстрим-дебют Маршалла. Среди более молодых артистов нельзя не упомянуть Кендрика Ламара и Good kid, m.A.A.d city или Kid Cudi и Man On The Moon. Когда лично я начинаю перебирать в голове лучшие примеры дебюта в истории этой культуры, то, признаюсь, в самую последнюю очередь вспоминаю It's Dark and Hell Is Hot. И скорее всего, если бы не скоропостижная смерть Эрла – я вряд ли бы в ближайшее время вернулся к этому альбому. Однако, думаю, Эрл хотел бы, чтобы о его боли, победах и поражениях, которые он изложил в этом проекте, узнали бы как можно больше людей.

История

Название альбома переводится как «Там темно, и в аду жарко». С таким названием сразу же можно предположить, что в альбоме слушателя ждет целый эпос. Кроме того, Эрл называет свой эпос довольно жутким и громким названием. И для того, чтобы понять, почему же место, в котором будет разворачиваться эпос, DMX называет «адом», нужно посмотреть на историю жизни Эрла до релиза альбома.

Эрл с матерью и сестрой | личные архивы семьи Симмонс

Эрл Симмонс родился в 1970 году либо в Мэриленде, либо в Вермонте. Сам он точно не знает, но знает точно, что отца своего он практически не видел. Симмонс-старший оставил семью, когда мальчик был еще очень юн. Мать родила Эрла, когда ей было всего восемнадцать и, получается, воспитывала мальчика и двух его сестер в двадцатилетнем возрасте. Миссис Симмонс старалась справляться со своими обязанностями как могла, но получалось у нее это очень плохо. Эрл потом будет вспоминать, что мама практически никогда не умела поговорить с ним. Поэтому она использовала жестокие наказания и розгу в воспитании сына. Часто доходило до того, что Эрл сбегал к бабушке, а иногда вовсе ночевал на улице.

Ночуя на улице, он подцепил привычку спать с дворовыми собаками. Привычка, которая со временем трансформируется в какую-то невероятную привязанность Эрла к собакам. Логично предположить, что парень, который часто оставался на улице, вскоре станет двигаться, как парень с улиц. Еще в школьные годы Эрл стал промышлять мелкой кражей. А после того, как он окончательно ушел из дома, в Йонкерсе пошли слухи о парне, который грабит даже вооруженных людей с помощью одной лишь собаки.

Как нередко бывает в истории таких парней, Эрл не раз оказывался в зале суда и за решеткой. Более того, вспоминая о своей жизни в середине 1990-х, он говорил о том, что был период, когда он «катался» в тюрьму регулярно на несколько месяцев и возвращался. Дошло даже до того, что его друзья после очередного ареста шутили что-то из разряда: «Ладно, пусть Эрл посидит. Подтянет свое здоровье, ни во что не вляпается и напишет много хорошего материала».

Ну и последнее: Эрл называл свою бабушку самым близким ему человеком. И вполне возможно, именно у нее он перенял свою духовность. Даже в свои самые неудачные и мрачные времена он каким-то образом умещал в себе искреннюю веру в Бога. Эрл утверждал, что читал Библию каждый день, но точно известно, что многие свои многотысячные концерты он заканчивал молитвой с аудиторией.

Именно поэтому двадцативосьмилетний эмси называет свой дебютный альбом «Там темно, и в аду жарко».

Альбом

Любопытно, что начинается релиз с одной из самых больших песен в дискографии DMX: «Ruff Ryders' Anthem». Наверное, это связано с тем, что сам Эрл изначально не хотел записывать эту песню и особо на неё не ставил. По его словам, он проспорил одному из своих друзей и в уплату долга согласился «заскочить» на бит, написанный еще никому неизвестным Swizz Beatz. Более того, Эрл утверждал, что написал эту песню за 15 минут.

Кроме мейнстрим-дебюта Swizz Beatz, эта песня во многом примечательна тем, что стала визитной карточкой не только DMX, но и всего движения Ruff Ryders.

Эрл вместе с Дэррином и Хоакином | фото: неизвестный автор

Два брата Хоакин «Waah» и Дэррин «Dee» Дин в конце 1980-х в попытке уйти от уличной жизни организовывают музыкальный лейбл Ruff Ryders в Йонкерсе, Нью-Йорк. До них доходит молва о молодом парне тоже из Йонкерса, который к тому времени уже пытался пробиться в индустрию с двумя неудачными синглами. Братья Дины предлагают Эрлу присоединиться к Ruff Ryders, а несколько лет спустя Эрл нехотя создаст гимн не только инди-лейбла, но и всего образа жизни. Ruff Ryders дословно можно перевести как «Отпетые наездники». Или другими словами все молодые парни, которые прошли похожий на Эрла тяжкий и отчаянный образ жизни.

Сейчас начнется самая грязная возня, но плевать, я голоден.
Думаю, ты понимаешь, что это значит, я пришел за твоими деньгами.
Я граблю людей под дешевым пивом, стараюсь не превратить все в место убийства,
Отдай псу его кость, оставь пса в покое,
Пускай пес помается, он найдет потом дорогу домой.
Дом храбрых, мой дом 
это клетка.
И да, я раб до тех пор, пока мой дом не будет могила
.

DMX – Ruff Ryders's Anthem. [verse 2]

Кроме очевидной общей картины в этих строчках, я не могу пройти мимо слов «Пускай пес помается, он найдет потом дорогу домой».

Любопытно не только то, как Эрл умудрился превратить «пса» в своего маскота, но и та, честно говоря, странная привязанность, которую он выработал по отношению к этим животным. Эрл не раз говорил слова из разряда: «Я люблю собак больше, чем люблю людей». Кроме легенды о парне, который грабил людей с собакой, есть еще очень много странных историй. Сам он не раз рассказывал, как однажды украл собаку у владельца. Есть история о том, что Эрл научил одну из своих собак делать ему эдлибы. Потом еще одна, в которой полицейские застрелили его собаку в 1986-м. Ну и конечно, всем известный факт о том, что Эрл брал своих псов с собой всюду.

Эрл со своим псом

DMX и «пес» – две неотделимые составляющие одной великой истории. И одна из лучших песен об этом, все-таки повторюсь, немного странном союзе была написана еще на дебютном альбоме Эрла. Речь идет о «Get At Me Dog». После нее будут «For My Dogs», «Dogs for Life», «Dogs Out» и т. д. Эрл много раз и по-разному объяснял свою любовь к этим животным. Приведу его самую последнюю цитату:

«Я люблю собак больше, чем люблю людей. Собака не умеет врать тебе. Собака не умеет притворяться. Допустим, ты застукал своего пса за тем, как он испражняется не там, где надо. Ты шлепаешь его газетой за это, и пусть в это же время кто-то стучится в дверь. В этот момент собака посмотрит на тебя типа: «Йоу, давай подождем с моим наказанием. Там кто-то пытается попасть в дом». И она сразу же будет готова убить за тебя. Хотя ты только что воспитывал ее. Это безусловная любовь».

DMX в интервью Drink Champs

Справедливости ради стоит заметить, что не всем нравился образ отпетого уличного негодяя, который грабит людей бок о бок со своим псом. Когда Puff Daddy предложили подписать DMX – он отказался, сославшись на то, что Эрл слишком «грубый» и «неотесанный».

После убийств Тупака и Кристофера хип-хоп-комьюнити во многом пыталось отойти от жестокого контента в рэпе. Особенно Puff. Такое ощущение, что он дал себе клятву изменить все. После довольно агрессивных релизов Кристофера Puff будто бы принялся наполнять хип-хоп с максимальным количеством гламура и шика. У этого периода даже есть свое название: «The Shiny Suit Era» («Эра блестящих костюмов». – Прим. ред.).

Посреди этого шика и гламура на сцене появляется двадцативосьмилетний черный парень из Йонкерса, который грозится расправиться с каждым подряд и пичкает свои песни собачьими эдлибами. Песня «X-is Coming» лучше всего демонстрирует то, чем стало появление Эрла в том хип-хопе:

Раз, два: Х идет за тобой,
Три, четыре: лучше запри дверь на замок,
Пять, шесть: где твой крест,
Семь, восемь: не засиживайся допоздна
.

DMX – X-is coming. [chorus]

Довольно классический разгон, который часто используется в хоррор-фильмах. Обычно после такой детской считалки приходит маньяк и делает свое дело. То же самое происходит и на этой песне.

Я не буду стучаться в дверь, я вваливаюсь в дом,
И я буду целиться в твою жену, отправлю эту суку к ее создателю.
Если у тебя есть дочь, которой больше 15, я изнасилую ее,
Возьму ее на полу гостиной прямо на твоих глазах
И спрошу тебя, что ты собираешься делать.
Мучительно, не так ли? Хочешь убить меня, да? Но это я прикончу тебя.
Только подожди, я хочу потрахаться еще чуть дольше.
Это возмездие, и знай кое-что перед своей смертью:
Хотя я и не люблю смотреть, как плачет взрослый мужик,
Я заставлю тебя страдать, увидимся в аду, мерзавец
.

DMX – X-is coming. [verse 2]

Когда что-то подобное будет говорить Маршалл год спустя – это шокирует слушателей, но еще более удивительно, когда подобный контент выдает черный парень. Откуда столько психопатической злости? Никто не ожидал, что альбом с подобным контентом от черного эмси сможет добиться значительных успехов. Однако все ошибались.

It’s Dark and Hell Is Hot дебютировал на первой строчке чарта и разошелся тиражом в 251 000 копий в первую неделю. Затем Эрл провернул просто невероятный трюк: в конце того же года он выпустил свой второй альбом Flesh of My Flesh, Blood of My Blood, который тоже дебютировал на первой строчке чарта. В первую неделю альбом показал даже лучшие цифры, чем дебютник: 670 000 копий. Таким образом, DMX стал первым артистом в истории с двумя альбомами во главе чарта в один год.

На самом деле, если посмотреть на этот альбом внимательнее, то подобный успех уже не будет казаться настолько невероятным.

В течение всего релиза Эрл рассказывает о жизни самого обычного, разбитого, пойманного в ловушку афроамериканца в той Америке. Без лоска, преувеличений или стремления смягчить углы. It’s Dark and Hell Is Hot – это по большому счету «бытовуха».

Тут классическая для тех афрокомьюнити история о том, что многие влезают в уличную жизнь исключительно для того, чтобы выжить, – об этом песня «Crime Story». И в продолжение этой темы великолепная «Look Thru My Eyes», где Эрл говорит:

Взгляни в мои глаза, посмотри то, что вижу я,
Сделай то, что делаю я,
Побудь тем, кем я являюсь,
Походи в моей обуви, почувствуй боль моих ног,
И тогда ты поймешь, почему я творю грязь на этих улицах.

DMX – Look Thru My Eyes. [Chorus]

После таких слов, после такой подачи, после того, как зрители увидели истоки его боли – особенно на фоне других рэперов того времени, – миллионы людей с похожими историями сделали из Эрла своего фронтмена. После своего дебютника DMX стал любимчиком улиц, и они поддерживали своего любимчика до самого конца.

Влияние

DMX был тем эмси, которому удалось «встряхнуть» теряющую связи с действительностью хип-хоп-сцену того времени. Никаких дорогих машин, больших ювелирных изделий, девушек в бикини, брендовой одежды – только голый торс и собака. Вместе с этим хоррор-стиль, который он выбрал в своей подаче, подготовит почву для появления Маршалла.

Кроме того, после ошеломительного успеха дебюта DMX братья Дины пришли к выводу о том, что Ruff Ryders нужно выводить в плоскости большей, чем просто инди-лейбл. В результате Ruff Ryders превратился в одного из самых популярных хип-хоп-брендов того времени. Под эгидой Ruff Ryders был создан мотоклуб, бренд одежды, кинокомпания и много других аутлетов.

Ну и конечно, влияние DMX явно прослеживается в таких артистах, как 50 Cent, A$AP Ferg и в покойном Pop Smoke. Агрессивность и бескомпромиссность в творчестве Эрла и то, каких невероятных результатов он смог добиться при этом, создали почву для многих эмси после него.

Классика