Рецензии
by Даня  /  6 месяцев назад

«Свистки и бумажки»

Скриптонит

«Несмотря на все свои возможности и отсутствие рамок, Скриптонит по-прежнему любит рэп больше всего остального»

7  рейтинг Karmapolitan

«Несмотря на все свои возможности и отсутствие рамок, Скриптонит по-прежнему любит рэп больше всего остального».

Прошло достаточно времени с выхода «Свистков и бумажек», чтобы оценить новый альбом Скриптонита без эмоций и оглядки на статус исполнителя. И кажется, что первые отзывы об альбоме были близки к правде – это приятный, добротно сделанный, но не прорывной релиз. Ни для жанра, ни для самого Скриптонита. Кто-то спросит: а почему он должен быть прорывным?

Рэп – музыка предельно драматическая. Герои лучших рэп-альбомов убивают и умирают, любят и ненавидят, бросают вызов системе или празднуют свою победу над ней и во всех смыслах ходят по краю.

Скриптонит с самого начала отлично понимал важность драмы и перепридумал себя из неприметного битмейкера в безумного мечтателя, создавшего мир грез на дне бутылки, выпавшего в зал прямо «из плаценты». Адиль покорил рэп бешеной жаждой быть услышанным, которая проявлялась в каждом звуке и в каждом слове его дебютного альбома. Потом он поразил всех еще сильнее, когда оказалось, что первые успехи не утолили его голода, а лишь разозлили. После головокружительного «Дома» Скриптонит нашел в себе амбиции взглянуть на общепризнанный шедевр как на «средний альбом» и сделать нечто еще более впечатляющее и исполненное мрачной страсти. Он разглядел уродливую изнанку своей мечты об успехе, с пугающей мощью обнажив ее на «Уроборосе». В два альбома он уместил каноничный рэп-сюжет от голодного андердога до разочарованного в славе кумира миллионов, нашедшего спасение в музыке. Что дальше?

А дальше – блуждания героя, пережившего торжество своей сверхидеи. Поначалу Скриптонит ушел в абстрактную музыку с «Группой», и это был грамотный ход – выговорившись в рэпе, он нашел для себя новые вызовы в авангардном поле, за пределами жанров как таковых. Но рэпер в Скриптоните не умер – не прошло и пары лет с выхода «Уробороса», как он вернулся с альбомом 2004. Там было много интересных звуковых решений, но не было главного – драмы. Этот альбом не добавлял равноценной главы в историю Скриптонита после после довольно кинематографичных «Дома», «Праздника» и «Уробороса».

На новом альбоме «Свистки и бумажки» Скрип идет в обратном направлении. Он в целом настроен как никогда миролюбиво и открыто по отношению к коллегам, которых раньше не то чтоб жаловал, по крайне мере, так казалось со стороны.

Антидраматический настрой чувствуется и в легкомысленном оформлении альбома, где Скрип стилизован под Симпсонов, и в звучании: местами клаудовом, местами олдскульном и ностальгическом. В текстах Адиль по-прежнему рассуждает на любимые темы: читает о скоротечности молодости и успехе, важности труда и презрении к искателям легкой славы. Все эти темы были и на прошлых релизах, но если раньше Скриптонит манифестировал и назидательно поучал, то теперь его строчки напоминают скорее дневниковые заметки, написанные пасмурным утром за письменным столом. Его манифесты отгремели, его проповедям не вняли, и, кажется, это сделало Адиля мудрее и спокойней.

Скриптонит все такой же перфекционист во всем, что касается звука, но он не выпячивает свои фишки, скрывая их за формальными приемами классического хип-хопа. Звучит просто, сделано сложно, и теперь так интереснее – это логичная трансформация. И если Адиль-рэпер сказал уже все, что мог, то за Адилем-музыкантом следить все интереснее и интереснее. Вопрос в том, зачем для этого выпускать рэп-альбом, когда есть «Группа»?

По одной простой причине: несмотря на все свои возможности и отсутствие рамок, Скриптонит по-прежнему любит рэп больше всего остального. И эта искренняя любовь, которая жертвует гордостью, мегаломанией, амбициями большого музыканта, – она подкупает.

7
Рейтинг Karmapolitan

0 комментариев