Мнение
by Редакция  /  9 месяцев назад

Музыка, достойная «Оскара»

26 апреля состоится церемония вручения «Оскара». Разбираемся, кто может получить по заветной статуэтке за музыку.

26 апреля состоится церемония вручения «Оскара». Нас прежде всего интересует ее музыкальная часть. Номинантов за лучший звук или лучший саундтрек всего семь. Разбираемся, кто и за что может получить по заветной статуэтке.

«МАНК»

«Гражданин Кейн» – классика американского, да и вообще мирового кинематографа. Досмотреть до каноничной фразы про Rosebud удается не всем, а зря. Кино хоть и старое, но актуальности своей не потеряло по сей день: неувядающие темы «злого гения», влияния СМИ, а также целый ворох неожиданных режиссерских находок превратили Орсона Уэллса в легенду кинематографа. Но «Манк» сосредотачивается на Германе Манкевиче, помогавшем Уэллсу со сценарием «Гражданина Кейна», но оставшемся в тени великого режиссера.

Кадр из фильма «Манк».

Трент Резнор и Аттикус Росс кажутся «штатными» композиторами Дэвида Финчера. Но на самом деле сотрудничать с ними он стал только с 2010 года. Тогда фильм «Социальная сеть» дал новый виток карьере музыкантов – на этот раз в киномузыке.

Кадр из фильма «Манк».

В «Манке» композиторы попытались воссоздать звук 1930–1940-х годов, а именно свинговое звучание джазовых биг-бэндов. Трент и Аттикус использовали инструменты того времени, чтобы достичь должной степени аутентичности. При этом у композиторов не было задачи воспроизвести звук времени дословно, скорее хотелось сделать что-то отдаленно его напоминающее, в духе «музыки Голливуда того времени». Фильм доступен для просмотра на Netflix. Но саундтрек интересно слушать и отдельно: на Spotify, Apple Music, «Яндекс.Музыке» и «ВКонтакте». Специально к выходу фильма был создан отдельный сайт, где можно послушать фрагменты музыки из фильма, – The White Wine Came Up With The Fish.

«ПЯТЕРО ОДНОЙ КРОВИ»

О войне во Вьетнаме снято немало фильмов. Спайк Ли решил взглянуть на этот исторический период под новым углом. «Пятеро одной крови» – кино о пяти афроамериканцах, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме. Тогда американской стороне помогал местный народ лаху, а за оказанные услуги с ним предполагалось расплатиться золотом. Что случилось с этим золотом и с одним отрядом темнокожих американцев, задействованным в операции, и рассказывается в фильме.

Иллюстрация к афише фильма «Пятеро одной крови»

Трубач и композитор Теренс Бланшард сотрудничает со Спайком Ли уже более 30 лет. Но к этой работе отнесся особенно трепетно. Об ущемлении прав афроамериканцев Теренс знает не понаслышке: ему самому неоднократно отказывали в работе из-за цвета кожи. 

Спайк Ли и Теренс Бланшард на студии. Фото: Matt Sayles для Netflix
@msayles, www.mattsaylesphoto.com

Фокусным саундтреком фильма стал легендарный альбом Марвина Гэя What’s Going On. Вокруг него Теренс сплел музыкальное полотно: местами драматичное, а местами ироничное. «Актерский состав такой внушительный, что музыка может даже не подчеркивать их таланты, они и сами все сделают, – рассказывает Теренс. – Моей главной задачей было не навредить некоторым моментам фильма. Например, не испортить своей музыкой комичные эпизоды. Испортить шутку – это последнее дело».

В записи был задействован огромный оркестр из 90 инструментов. Спайк Ли не большой фанат электронных звуков – он хотел, чтобы саундтрек фильма был похож на то, что делали Марвин Гэй и Джеймс Браун. Влияние музыкантов 1970-1980-х годов на фильм заметно: они предвосхитили время больших перемен и озвучивали в своих песнях проблемы, с которыми американское общество разбирается до сих пор. «Марвин Гэй, Сэм Кук, Джеймс Браун – люди слушают их музыку, но не слышат, о чем они поют. Это очень показательная ситуация и для нынешнего положения дел в стране. Состоятельные люди не слышат то, что говорится десятилетиями. А молодежь слышит. И начинает реагировать».  

«НОВОСТИ СО ВСЕХ КОНЦОВ СВЕТА»

«Сломанная музыка для сломанной страны» – так режиссер Пол Гринграсс описал задачу для композитора Джеймса Ньютона Ховарда. Америка после Гражданской войны. Капитан Джефферсон Кайл Кидд (Том Хэнкс) занимается тем, что ездит по стране и рассказывает новости со всего мира. На своем пути он встречает девочку-сироту Джоанну, которую с младенчества воспитывали индейцы. Капитан решает доставить ребенка к единственным родственникам. Так начинается их совместное путешествие через всю страну.

Фрагмент фильма «Новости со всех концов света». Universal Pictures

Композитор Джеймс Ньютон Ховард уже работал над вестернами. Он создавал музыку для фильмов «Уайетт Эрп» (1994) и «Идальго» (2004). Но в случае "Новостей со всех концов света" у него не был задачи написать эпичную музыку, которая могла бы послужить идеальным фоном для Дикого Запада. Здесь важно было придумать такой саундтрек, который заставит каждого зрителя заглянуть вглубь себя. Как будто ансамбль, разъединенный годами и войнами, вновь собрался и вспоминает давно забытые мелодии. Нечто похожее композитор и сделал. 

Фрагмент фильма «Новости со всех концов света»

Он взял коллектив, который играет на старинных музыкальных инструментах (виолах д’амур, виолах да гамба и скрипках со струнами из кетгута), и расположил его в центре комнаты. Вокруг он расставил классический большой оркестр. Такой сет позволил, по мнению композитора, создать то важное чувство уязвленности и хрупкости, которого и хотел достичь режиссер. Значительно отличается музыкальная тема капитана (Том Хэнкс). Она похожа скорее на гимн, чем на трогательную сюиту. «Это о человеке с глубоким чувством вины и с ощущением потерянности, с желанием найти себя в жизни. Музыкальная тема этого героя похожа на переработанный госпел». 

Работа над фильмом происходила в разгар пандемии. В Америке тогда не было доступных студий. Все оркестровки записывались в лондонской Abbey Road с дирижером Гэвином Гринуэем. Струнные были записаны отдельно в легендарной Studio One. Работа над музыкой заняла у Ховарда три-четыре месяца. На вопрос, как он сумел придумать звуки Дикого Запада так точно, Ховард отвечает, что он «еврей всего лишь на одну половину, а на другую – ковбой».

«ЗВУК МЕТАЛЛА»

Драматичная история о музыканте, теряющем слух. Рубен (Риз Ахмед) и Лу (Оливия Кук) – участники метал-дуэта Blackgammon. В какой-то момент барабанщик (Рубен) начинает терять слух. Теперь ему предстоит полностью перестроить всю свою жизнь и найти путь в новых реалиях. 

Кадр из фильма «Звук металла»

Звуковое оформление мира, существующего на грани с бездной тишины, стало одним из важнейших моментов при работе над фильмом. Режиссер фильма Дариус Мардер пригласил заняться озвучиванием ленты Николаса Бекера. Первое, что сделал Бекер, – это позвал Мардера в безэховую комнату, в пространство, где «можно услышать движение собственных мыслей».

Ахмед, Мардер и Лорин Ридлофф обсуждают сцену. Фото: Vertigo Releasing

Бекер не просто хотел заглушать звук на кадрах с Рубеном. «Я хотел создать почти тактильное пространство, подчеркивающее дезориентацию, которую ощущает человек, теряющий слух», – замечает композитор. Он использовал очень чувствительные микрофоны, которые снимали едва уловимые звуки движения человеческого тела. Такой же прием Бекер использовал в работе над фильмом «Гравитация», когда герои оказывались в открытом космосе. 

Кадр из фильма «Звук металла»

Основной темой фильма стала музыка с последнего выступления Blackgammon – того, после которого барабанщик начал терять слух. Именно эта мелодия в различных интерпретациях сквозит по всему фильму, отсылая нас к последним внятным звукам, которые воспринял Рубен. «Мы много экспериментировали с инструментами братьев Башет, – вспоминает Николас. – Они часто использовались, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями как-то выразить себя». Металлические звуки этих конструкций композитор комбинировал с электрогитарами, чтобы снова создать ощущение того последнего выступления, которое Рубен еще мог нормально слышать.

«ДУША»

«Душа» – недавний анимационный фильм от студии Pixar – уже получил «Золотой глобус» в номинации «Лучший саундтрек». Теперь настал черед «Оскара». История о джазовом музыканте, Джо Гарднере, который в ожидании большого прорыва работает учителем музыки. Когда успех наконец кажется таким близким и достижимым, случается непредвиденное.

Иллюстрация к афише фильма «Душа»

Над музыкальным оформлением картины работали Трент Резнор, Аттикус Росс (да, снова эти ребята) и Джон Батист. Трент и Аттикус отвечали за электронную часть саундтрека, ту, что появляется по большей части в пространстве «Великого После» – именно там оказывается неприкаянной душа главного героя, джазового музыканта Джо Гарднера.

Кадр из фильма «Душа»

За собственно джазовую часть отвечал Джон Батист. Он использовал и общеизвестные джазовые стандарты, и композиции собственного сочинения. Причем он не только адаптировал стандарты под хронометраж фильма – музыкант фактически послужил прообразом главного героя. Режиссер фильма буквально «снимал» движения рук Батиста и перекладывал их в анимацию.  

«МИНАРИ»

«Минари» – всего лишь третий фильм для композитора Эмиля Моссери. И уже номинация на «Оскар». Эмиль Моссери закончил университет Беркли и долгое время провел в турах – как участник группы The Dig. Когда эта часть его биографии закончилась, он занялся созданием музыки для фильмов. Из полного метра на его счету пока «Каджиллионер» и «Последний черный мужчина в Сан-Франциско». Новая картина – трогательная история о семье корейских иммигрантов, пытающихся построить свою американскую мечту на просторах Аризоны. 

Кадр из фильма «Минари»

Процесс создания музыки к этому фильму сложно назвать "обычным": композитор работал не с отредактированным монтажом, а только со сценарием фильма. Получившийся результат настолько понравился режиссеру, что он подстроил некоторые момента фильма под него, а не наоборот. Композитор придумал тонкие интимные мелодии, которые послужили идеальным фоном для событий фильма. Для создания нужного эффекта Моссери использовал также необычные приемы. Например, расстраивал старую гитару 1940-х годов, записывал ее звук, а потом поверх него накладывал звук точно настроенного фортепиано. Так и получалась музыка «на грани». 

«ГРЕЙХАУНД»

Эпичный фильм об одном из эпизодов Второй мировой войны, снова с Томом Хэнксом в главной роли. Актер, кстати, сам и написал сценарий фильма. Режиссером выступил Аарон Шнайдер, а за производство отвечала Apple – фильм стал эксклюзивом площадки AppleTV+. Номинация на «Оскар» за саундтрек стала первой для "яблочной" компании. 

Кадр из фильма «Грейхаунд». Sony Pictures

При написании музыки композитор Блейк Нили совместно со звукоинженером Дэвидом Уайманом думали прежде всего о главном посыле – ощущении напряжения и скоротечности момента. Каждая звуковая волна от разорвавшегося снаряда, удары волн о борт лодки – все это совместно с придуманными музыкальными гармониями должно было создать нужный эффект. 

Кадр из фильма «Грейхаунд»

Музыкальное оформление фильма особо оценил сам Том Хэнкс, который за год до этого в интервью говорил, что фильм достоен показа в кинотеатрах за масштабность картинки и звука. Достоен ли он «Оскара», узнаем 26 апреля.