Мнение
by Ruslan Kosmach  /  6 месяцев назад

Кто такие Us3 или как зарождался джаз-рэп

Краткая история одного находчивого продюсера с большим талантом и подвешенным языком

Краткая история одного находчивого продюсера с большим талантом и подвешенным языком.

Несмотря на то что сегодня хип-хоп не у всех фанатов жанра ассоциируется с джазовыми семплами и живыми барабанами, в 1980-х и 1990-х трэп-хеты и 808-е басы не были в таком почете, как сейчас. Семплирование музыки по сей день является одним из самых ходовых приемов рэп-продюсеров благодаря влиянию J Dilla, 9th Wonder, Knxwledge, DJ Premier и многих других. Сегодня мы обратимся к истории лондонского музыканта Джеффа Уилкинсона, который с группой Us3 показал миллионам молодых людей джаз и привил любовь к жанру тем, кто в 1990-х активно вливался в хип-хоп-культуру и усердно игнорировал ее корни.

В 1991 году Джефф засемплировал композицию джазового гитариста Гранта Грина «Sookie Sookie», чем вызвал «небольшое» недоумение в офисе лейбла Blue Note, выпускавшем музыку Грина в то время. Дело в том, что права на семпл не были "очищены" продюсером, поэтому Уилкинсону грозило судебное разбирательство. Однако прежде, чем подать на музыканта в суд, глава Blue Note Брюс Лундвалль пригласил нарушителя в свой офис для разъяснительной беседы. Будучи парнем с хорошо подвешенным языком, Джефф уговорил Лундвалля не только не подавать на него в суд, но и предоставить эксклюзивный доступ ко всему каталогу Blue Note (а это тысячи джазовых пластинок с начала становления жанра).

«Это было смелое решение для Брюса», – вспоминает Джефф. «Но изначально он попросил меня сделать несколько демозаписей, чтобы доказать, что я могу это провернуть».

Тогда Джефф совместно со своим партнером по продакшену Мэлом Симпсоном отправился в архивы Blue Note Records и приступил к записи. Семплируя музыку джазменов разных лет, они давали им вторую жизнь в качестве подспорья для самых разных рэперов со всех уголков Нью-Йорка, а потом и мира.

Эти демо высоко оценил глава Blue Note и дал добро на выпуск первого альбома нового проекта, получившего название Us3. Их дебютник Hand On the Torch через два года стал первым релизом лейбла, получившим платиновый статус в США (более 1 млн проданных копий). Заглавный трек «Cantaloop (Flip Fantasia)», в котором семплируется произведение легендарного Херби Хэнкока, стал настоящим хитом и вошел в топ-10 американского чарта.

На пластинке Hand On the Torch Джефф и Мел миксуют латину, джаз, хип-хоп и рэперов из Бруклина с живыми музыкантами, синтезаторами и перкуссией. Но основной фишкой стал уникальный звук, по кусочкам собранный из тысячей культовых записей джазовых музыкантов разных эпох. Фирменный стиль Us3 стал легко узнаваем, а каждый альбом в их дискографии (на данный момент у группы их 9) – это целая энциклопедия джаза и хип-хопа. Успех дебютной пластинки Us3 в 1993 году удивил примерно всех и доказал правильность точки зрения идейного вдохновителя проекта.

«Я всегда думал, что у джаза есть огромная потенциальная аудитория среди молодежи, и я хотел, чтобы музыка Us3 стала для них точкой вхождения в джаз», – рассказывает Уилкинсон. «Семплируя классические джазовые произведения, смешивая их с битами и рэпом, а также приглашая молодых джазменов, чтобы они сыграли поверх этого, я одновременно отдавал дань уважения прошлому, пускал корни в настоящем и смотрел в будущее».

Этот альбом стоит слушать особенно тем, кто уважает рэп, но ничего не смыслит в саксофонах и барабанных соло, или тем, кто знает все о свинге и бибопе, но никогда не слышал о Кендрике Ламаре. Последующая дискография Us3 стала не менее разнообразной, и на каждый новый альбом Уилкинсон приглашал разных рэперов, а где-то и вовсе отказывался от зарекомендовавшей себя формулы работы с семплами, приглашая джазовых музыкантов для создания битов с семпловым настроением.

Последним альбомом группы на данный момент является The Third Way, выпущенный в 2013-м на 20-летнюю годовщину Hand On The Torch в качестве его сиквела. Несмотря на то что здесь продюсер не использовал семплы, пластинка наполнена интерполяциями (переигранными элементами) джазовых стандартов.

«Я никогда не делал сиквела к Hand On The Torch, поэтому я подумал, что 20-летие альбома – отличный повод вернуться к идеям, которые у меня были, когда я писал первый альбом», – поделился он.

«Если джаз – это первый путь, а хип-хоп – второй, то Us3 – это третий путь!»

Чтобы глубже погрузиться в сплетения джаза и хип-хопа, послушайте наш специальный плейлист Karmatape:

0 комментариев