Рецензии
by Алексей Алеев  /  5 месяцев назад

Sunday at the Village Vanguard

Bill Evans Trio

60 лет золотому стандарту джазовой концертной записи

Классика

60 лет золотому стандарту джазовой концертной записи и трогательному посвящению контрабасисту Скотту Лафаро.

К своим тридцати годам Билл Эванс успел многое. Он сделал себя имя, аккомпанируя великому теоретику джаза Джорджу Расселу и саксофонисту Ли Коницу, а также сыграл на Kind of Blue Майлза Дэвиса – самом известном и продаваемом альбоме в истории жанра. Однако это его не удовлетворило: поговаривают, что Эванс обиделся на Дэвиса за то, что тот присвоил себе написанную им композицию «Blue in Green» и откупился от него чеком в $25. К тому же Эванс мечтал о собственном коллективе, и в 1959 году, сразу же после записи, покинул группу Дэвиса и обрел единомышленников в лице басиста-виртуоза Скотта Лафаро и барабанщика Пола Моушена.

Знаменитый снимок с обратной стороны конверта альбома, слева направо: Скотт Лафаро, Билл Эванс, Пол Моушен.

На исходе 1959 года трио записало свой первый альбом – Portrait in Jazz. Несмотря на то что сейчас этот лонгплей звучит как музыка, которую представляет обыватель, когда слышит слово «джаз» (интеллигентная, легкая, утонченная, слегка задумчивая – идеальный саундтрек для коктейльной вечеринки в высшем обществе), для своего времени это была новаторская запись. Свое трио Эванс решил сделать полностью интерактивным и поделить все в нем на три. Вопреки принятым на тот момент стандартам, согласно которым во главе стояло солирующее фортепиано, а бас и ударные служили исключительно для поддержания ритма, в Bill Evans Trio все было завязано на плотном взаимодействии музыкантов, и каждый получал достаточно пространства и возможности импровизировать. У пианиста были долгосрочные планы на группу: Эванс мечтал о том, как трио будет с годами расти в музыкальном плане, а таланты каждого из исполнителей будут все больше сливаться, соединяться и мутировать в нечто целое.

Билл Эванс

25 июня 1961 года трио Билла Эванса сыграло пять сетов в знаменитом нью-йоркском клубе Village Vanguard (послужившем прототипом для клуба Half-Note в мультфильме студии Pixar «Душа»). На записях, сделанных в этот день, удалось запечатлеть нечто особенное. Фортепиано Эванса мгновенно и безошибочно узнается: его неподражаемая сияющая интонация и продолжительные сложные, но очень мелодичные фразы невозможно с кем-либо спутать. Скотт Лафаро уходит в потрясающие соло, а Пол Моушен играет чутко и осторожно. Музыканты чувствуют друг друга на телепатическом уровне, взаимодействие между участниками трио беспрецедентное – кажется, будто каждый вытачивает свою собственную, тончайшую партию и укладывает ее в единое, полное филигранных деталей полотно. Довершают пластинку шикарная атмосфера и запредельное качество записи: если прислушаться, то можно услышать, как посетители этих концертов перебрасываются фразами, поднимают и ставят на столы бокалы с напитками – так звучит нью-йоркский джаз-клуб. За шесть десятилетий, прошедших с выхода Sunday at the Village Vanguard, эта пластинка, с ее кристальной чистотой и поразительным разделением инструментов, помогла отстроить не одну тысячу аудиофильских стереосистем.

Спустя всего десять дней после того, как Bill Evans Trio сыграли серию концертов в Village Vanguard, Скотт Лафаро в возрасте 25 лет разбился в автокатастрофе. Смерть контрабасиста выбила Билла Эванса из колеи: по словам Пола Моушена, пианист буквально «онемел от горя» и на несколько месяцев прекратил записываться и выступать. Когда дело дошло до выпуска альбома, Эванс сконструировал пластинку так, чтобы она начиналась и заканчивалась композициями, написанными Лафаро, а также выбирал те дубли, в которых басист раскрывался лучше всего. Таким образом, Sunday at the Village Vanguard стал трогательной эпитафией одаренному музыканту.

Концертный альбом запечатлел Bill Evans Trio в лучшей из возможных форм и стал не только идеальной отправной точкой для погружения в творчество Билла Эванса, но и для изучения джаза в целом. К сожалению, коллектив просуществовал преступно мало, но все же успел зафиксировать свою магию. Записи, сделанные 25 июня 1961 года в клубе Village Vanguard, легли в основу еще одного концертного альбома трио Waltz for Debbie, увидевшего свет в 1962 году. Но и он, и даже расширенная версия Sunday at the Village Vanguard с четырьмя бонус-треками, вышедшая на CD в конце 1980-х годов, оставляют желать большего. Атмосфера этих пластинок столь притягательна, что каждый раз, когда альбом подходит к концу, хочется продолжения. Для таких случаев лейбл Riverside издал в 2005 году на трех компакт-дисках бокс-сет The Complete Village Vanguard Recordings, 1961, в который вошли абсолютно все композиции, сыгранные Bill Evans Trio в течение пяти сетов в то воскресенье, за исключением одной, которая была утеряна. В 2009 году этот бокс-сет был включен в Национальный реестр аудиозаписей Библиотеки конгресса США как «имеющий культурное, историческое или эстетическое значение».

Классика

0 комментариев