Рецензии
by Даня  /  10 месяцев назад

Баста 40

Баста

Юбилейный альбом Василия Вакуленко вам точно запомнится

7  рейтинг Karmapolitan

Альбом Басты, приуроченный к 40-летию музыканта, получился именно таким, каким должен быть альбом человека, закрепляющего статус мэтра: масштабным, разнообразным, с обилием звездных гостей и замахом на эпос. И тем не менее, это самый необычный альбом Басты в амплуа Басты. Почему – читайте ниже.

Баста умудряется одновременно игнорировать тренды и быть современным: треки по 6 минут, но звучат они адекватно 2020-му. Как хороший попсовик, Вакуленко в очередной раз адаптирует новые звуковые приёмы под себя, не теряя собственного голоса. Поначалу непривычно слышать такое количество тюна в треках Басты, но потом понимаешь, что иначе и быть не могло – устаревший звук с прошлого альбома пора было осовременить. Ещё никогда Баста по звучанию не был так близок к N1NT3ND0, своему артхаусному проекту, в котором Вакуленко отрывается со звуком по полной. Питч, автотюн, драматичные интерлюдии, обилие эффектов и разнообразие инструментов – всё это теперь мы слышим на альбоме Басты. Сигнал того, что поп-музыка стала крайне разнообразной и небывало толерантной к экспериментам. Сам Вакуленко был экспериментатором всегда, но ещё никогда не решался использовать весь спектр доступной ему звуковой палитры в своём флагманском проекте, нацеленном на широчайшую аудиторию. С другой стороны, дело не только в развитии поп-музыки, но и в моменте – когда, если не сейчас, в 40 лет, на пике творческих сил и жизненной энергии, показывать всё, на что способен?

Первый трек тут «С самых низов» – каноничные куплеты, содержание которых ясно из названия, и красивая философская идея в перегруженном припеве, которую Вася в интервью назвал «человеческим эквалайзером». Не самое обычное начало, для альбома Басты. Дальше – мощный мотивационный гимн «Верил всегда», в который неясно, зачем затесался некий ODI (первые 40 секунд, где он читает, я проматываю). «Время догонит нас» – фирменная бастовская лирика в духе «Сансары». Этими тремя треками Вакуленко задаёт настроение всему альбому – лучшие вещи здесь посвящены осмыслению прожитых лет, а особенно молодости. Один из двух треков со Скриптонитом тут так и называется, Скрип и Баста осознают себя в статусе взрослого и очень взрослого человека.

Второй трек с Адилем, «Рай.он» – лучший на всем альбоме. Ещё один философский триумф Басты, феерическое осмысление района как состояния сознания. Сложносочинённый трек с тремя хуками, сменами бита и плотнейшей читкой с качественной игрой слов: «Район – бездарь, район – бездна, район посадит тебя в тюрьму, на трон или в инвалидное кресло». Именно этот трек больше всего напоминает Нинтендо по саунд-дизайну, хотя вайб тут чисто бастовский – пацанское светлое. Из других треков я бы выделил репрезент «Не дотянуться до звезд», 6-минутный лиричный рэп «Лампочка» и «Кстати» с Тифестом, в самом начале которого стильно засэмплерована строчка, которую можно услышать выше по трек-листу.

Фото: инстаграм bastakanoggano

Проходных и неудачных треков на «Баста 40» тоже хватает – меня больше всего расстроил трек с ATL, сделанный с претензией на концертный бэнгер, но получившийся натянутым и натужным. Заглавный трек альбома тоже не вывозит – какая-то старомодная жизнерадостность, так звучал бы весь альбом, если бы Баста перестал следить за происходящим в рэпе и окопался бы на телеке. Хорошо, что это не так, и, несмотря на обилие проектов, Вакуленко продолжает выпускать по альбому за год, держать руку на пульсе и удивлять слушателей не только бешеной работоспособностью, но и биением жизни в своей музыке.

Лично мне из всей дискографии Вакуленко альбомы Басты всегда нравились меньше всего. Нравоучительные, попсовые и конформные – они больше подходили для радио, чем для плеера молодого пацана. А вот Ноггано и особенно N1NT3ND0 я всегда котировал.

Так вот, альбом «Баста 40» – самый небастовский альбом Басты в этом смысле. И это круто. Да, он всё равно местами чрезмерно лиричный, помпезный и затянутый. Но в 40 лет, в статусе классика жанра делать музыку с мальчишеским задором и желанием вновь всем всё доказать, как будто ты только вчера вышел на сцену – это возможно только из безграничной преданности музыки. А за эту преданность можно всё простить.

7
Рейтинг Karmapolitan

0 комментариев