Рецензии
by Давид Чебанов  /  11 дней назад

Channel Orange

Frank Ocean

Дебютник Фрэнка Оушена остается альбомом, изменившим новую волну R&B. Релизу исполнилось 9 лет

Классика

Дебютник Фрэнка Оушена остается альбомом, изменившим новую волну R&B. Релизу исполнилось 9 лет.

frank ocean рецензия channel orange

Фрэнк Оушен — выходец из Odd Future, близкий друг Tyler, The Creator и один из немногих участников объединения, выросших в самостоятельных артистов. В прошлом Фрэнк читал рэп, гострайтил для звезд уровня Beyoncé и оставался аутсайдером. Сегодня он визионер, создатель одного из важнейших проектов десятилетия Blonde и человек-загадка, способный обмануть свой лейбл и заполучить независимость. В 2016-м Фрэнк выпустил Endless — визуальный альбом, в котором на протяжении 45 минут строится лестница. Оказалось, это «фальшивый» релиз. Оушен выпустил его, чтобы отвязаться от лейбла Def Jam и на следующий день поделиться настоящим Blonde.

До расторжения контрактов, закрытых соцсетей и авангардного творчества Фрэнк делал более понятные вещи и покорял поп-музыку. После дебютного микстейпа со сложной судьбой Nostalgia, Ultra он записывает студийный альбом Channel Orange, который вышел в 2012 году. Если в дальнейшей музыке Фрэнк в основном концентрируется на изучении собственной двойственности, то этот релиз — скорее сборник историй. Оушен примеряет образы, выдумывает ситуации и пишет собственные киносценарии. 

Релиз полон отсылок к фильмам: «Lost» с историей про стюардессу напоминает сюжет «Джеки Браун», а «Forrest Gump» сравнивает артиста с героем одноименной картины.

Если даже в коротком ските скрывается творческий вызов, то в ярких красках Калифорнии точно найдутся закулисья борделей, скрученные купюры и слезы хозяев особняков. Сложно представить настолько же приветливый альбом, как Channel Orange: практически в каждой песне – солнечные метафоры, приторный R&B-продакшен и переходы на ангельский фальцет. Но даже самый грувовый трек, где Фрэнк смакует роскошь богатой жизни, на самом деле будет полон разочарования и отчаяния. За теплыми мотивами скрываются жестокие истории о незапланированной беременности («Sierra Leone»), депрессии богатых детей («Super Rich Kids») и пустоте материализма («Sweet Life»). 

Фрэнк понимает, что смотрит на мир сквозь «оранжевые очки» и романтизирует действительность, но именно это помогает ему выжить. Его герои хотят наслаждаться богатой жизнью, полной признания, любви и удовольствия. Их реальные чувства безнадежны, но они осознают это и продолжают наслаждаться ими. Яркий пример — любовь персонажа к проститутке во второй части «Pyramids». В песне парень только догадывается о том, какой путь выбрала его дама, но поет о ее уходе с примирением. Он понимает, что реальность разошлась с ожиданиями, и предпочитает сохранить невинность мышления. Другой случай — «Super Rich Kids», где герой из богатой семьи просаживает деньги на наркотики и в конце концов совершает самоубийство, потому что не может сопоставить утопию с реальностью. 

Упаднические тексты поверх ярких мелодий — далеко не новый прием в поп-музыке. В начале 2000-х этим занимался André 3000 из Outkast: в «Hey Ya!» он поет об угасающих чувствах под бодрый гитарный мотив. В одной из строчек он объясняет силу таких треков: «Вы не хотите меня слушать, вы хотите просто танцевать». Андре — один из вдохновителей Фрэнка, поэтому его гостевой куплет на Channel Orange — важное достижение для Оушена.

Альбом заканчивается диалогом, цитирующим сцену из фильма «Вне закона». Многие не обращают внимания на эту деталь, но для Оушена это повод осуществить мечту и сделать саундтрек к одной из любимых картин. Взяв эпизод из фильма и прикрепив к нему свою песню, он обратил время вспять, перевернул контекст сцены и попробовал себя в роли кинокомпозитора. Одним приемом Фрэнк попадает сразу по нескольким мишеням и показывает, что его первый альбом полон подтекстов и малозаметных деталей. 

Балансируя на грани электро-фанка, поп-соула, джаз-фанка и психоделического рока, Фрэнк записал альбом, который принес ему первую и единственную статуэтку Grammy. Пусть сегодня релиз звучит не так свежо, но он собрал все лучшее из R&B начала 2010-х и показал, как мастерство сонграйтинга может изменить ход песен. Фрэнк не затерялся в компании больших коллабораторов (Pharrell Williams, Earl Sweatshirt, Tyler, The Creator, André 3000, John Mayer) и заявил о себе чистым поп-релизом, чтобы затем разрушить все, что обычно ассоциируют с этим жанром. 

Классика

0 комментариев