Рецензии
by Андрей Филиппов  /  11 месяцев назад

Song Machine, Season One: Strange Timez

Gorillaz

На сей раз Албарн и Хьюлет экспериментировали не только с музыкой, но и с форматом её выпуска. Получилось любопытно

8  рейтинг Karmapolitan

Когда в начале нулевых годов завеса тайны над личностями музыкантов Gorillaz спала, все говорили: "О, это же Дэймон Албарн из Blur и Джейми Хьюлетт, рисовавший Tank Girl!". В 2020 же говорят: "О, Blur это та самая группа Албарна из Gorillaz". Ну, и про Хьюлетта соответственно. Gorillaz стал определяющим феноменом для обоих, magnum opus, deus ex machina, так сказать. И как бы фанаты Blur ни любили этот самый Blur, но второй хайатус (роспуск группы – прим. ред.) после выхода альбома "The Magic Whip", которому предшествовал другой хайатус, растянувшийся на 12 лет, даёт нам довольно чёткое понимание, что у Албарна тоже есть понимание.

Gorillaz – воистину уникальная группа как музыкально, так и идеологически. Родилась она из ощущений Джейми и Албарна во время просмотра MTV где-то в 90-х. Тогда им казалось, что из сути канала пропало всё возвышенное наполнение, не осталось творчества. В итоге они подумали, что было бы круто создать такой виртуальный бэнд без физического воплощения. И… это сработало. Дебютный альбом 2001 года стал формально семь раз платиновым. Последовавший за ним "Demon Days" восемь.

К счастью, вместе с экстраординарным образом и глубоко проработанным миром группы, в наличии у Gorillaz всегда была ещё по-особенному талантливая музыка. Их смесь из альтернативы, трип-хопа, поп-музыки, даба, электроники и этнических мотивов разных стран цепляла своей простотой и комплексностью одновременно. Вот даже сейчас, когда я пишу эти строки, мне кажется, что теги в предыдущем предложении выглядят крайне неописательно и пусто. Настолько Албарн "смог" в собственный звук группы. Эксперименты это священный грааль Gorillaz.

Но. Мой интерес к группе стал угасать в тот год, когда практически одновременно вышли невероятный "Plastic Beach" и абсолютно халтурный, по моим меркам, "The Fall". В 2015 году я был рад возвращению Gorillaz с "Humanz". Рад был и "The Now Now" в 2018. Но прослушал эти альбомы, в лучшем случае, по два раза каждый. "Не торт" очень подходящее выражение для этой ситуации.

Фото: Томас Чен

Что не так было с этими альбомами? Про "The Fall" сам Албарн говорил, что записывал его на своём айпаде в самолёте во время тура. В итоге все треки звучат как рабочие демоверсии. "Humanz" попытался сыграть на эффекте возвращения группы, но за бесконечным количеством фитов собственно от Gorillaz почти ничего и не осталось. "The Now Now" был просто средним на фоне других альбомов Gorillaz, что подтверждали оценки критиков.

К чему же я так долго распространялся об истории группы? Ответ простой: в истории Gorillaz и в их творчестве очень важен временной контекст. Между первыми четырьмя альбомами (давайте забудем про "The Fall" и не будем его считать вообще?) были перерывы в 4-5 лет. Огромный, по современным меркам, срок. За это время ты успевал соскучиться по группе, и каждый альбом был ожидаемым, как Новый Год в детстве. А вот между не очень удачным "Humanz" и "The Now Now" прошло всего два года. В начале 2020, три года спустя, группа анонсирует выход веб-сериала Song Machine. Новый эпизод – новый трек, выход раз в месяц, на каждом есть приглашённые музыканты.

"Ну вот, теперь релизы вообще каждый месяц выходить будут", подумал я, вспоминая про клиповое мышление современности. "Мы можем себе это позволить!" – ответил мне Дэймон Албарн в одном из интервью. Ну, действительно могут, что уж! Первые пара треков и клипов, стоит сказать, были очень даже хорошими и интересными. В каждом чувствовалась та самая группа, которую я полюбил ещё будучи ребёнком. Но выпуска через 3-4 я начал путаться в последовательности, забывать, что послушал, а что ещё нет… и в итоге перестал ждать альбом совсем. Когда он всё-таки вышел, и треков в нём оказалось 17 (!), прикоснуться к нему стало ещё сложнее, но я это сделал. И знаете, что? Я не пожалел. Вот совсем.

Так получилось потому, что Gorillaz никогда не были про "синглы". Это всегда была полноформатная история. Всегда с коцептом, всегда с идеей. И в данном случае-то концепт тоже есть – пресловутая механическая коробка с пластинками. Логично было её начать выпускать именно в виде синглов, согласен. Но в формате альбома все треки звучат гораздо более цельно и едино. Что замечательно.

С музыкальной стороны тут всё по-прежнему: смешано всё и вся, легко и ненапряжённо. Все прежние жанры на месте: и трип-хоп, и электроника, и речитатива горы, и народные мотивы. Альтернативы, конечно, поменьше, но, справедливости ради, стоит отметить, что её меньше стало уже на "Plastic Beach". И раз уж о нём зашла речь, я с уверенностью готов сказать: по звучанию и подаче материала новый альбом близок к "Пляжу". И это тоже замечательно.

Как и в лучшие годы, фитов на альбоме уйма. На любой вкус. Тут тебе и актуальный некоторое время назад граймер Skepta, и популярный нынче его последователь slowthai, и классики в лице Элтона Джона, Роберта Смита и Beck, и JPEGMAFIA со ScHoolboy Q, и безумные панки Slaves, и уже ныне покойный (к глубочайшему сожалению) Тони Аллен. Тут уже нельзя даже сказать, используют ли Gorillaz такое количество приглашённых музыкантов ради собственного блага и промоушена, или же и правда в этом скрывается своеобразная творческая единица. Да и в данном случае лично мне нет никакого дела до этого. Надеюсь, что и вам тоже.

Что же мы имеем по итогу? Очень хорошая запись от группы, которую каждый ребёнок 90-х так или иначе слушал в 2000-х. Запись с концептом, не сработавшим (лично для меня) изначально, но сработавшим в форме полноформатного альбома. Интересные эксперименты, бесчисленное количество именитых и не очень музыкантов, комфортный фирменный британский звук. Чего не хватает? На мой вкус, было бы круто иметь хотя бы один трек в духе: "А сейчас мы сыграем две минуты шума, приготовьтесь". Такими были Punk, White Light, Murdoc is God и Ghost Train в былые времена. А в остальном мы получили один из лучших альбомов современных Gorillaz.

8 обезьян в скафандрах из 10.

8
Рейтинг Karmapolitan

0 комментариев