Рецензии
by Алексей Алеев  /  около 1 месяца назад

Welcome 2 America

Prince

Первый полноценный посмертный альбом Prince далек от шедевра, но слушается на удивление живо и многое сообщает о конце 2000-х

7  рейтинг Karmapolitan

Первый полноценный посмертный альбом Prince далек от шедевра, но слушается на удивление живо.

Конец 2000-х был смутным временем для Prince. Великий артист изо всех сил противился повсеместной цифровизации и тратил на борьбу с музыкальной индустрией огромное количество ресурсов. Параллельно он штамповал пластинки, которые предсказуемо блекли на фоне новаторского материала, выходившего из-под его пера двумя десятилетиями ранее.

Prince искал для своей музыки новые способы распространения.

До пришествия стриминга каким мы его знаем оставалось больше пяти лет. С недавно появившегося и стремительно набиравшего обороты YouTube любые видео Prince нещадно вымарывались (даже любительские концертные съемки), а в iTunes его записи были недоступны. Вместо этого Принс Роджерс Нельсон прыгал с одного мейджор-лейбла на другой, вводил прослушивание по подписке на своем сайте NPGOnlineLtd.com, вкладывал диски с новыми альбомами в таблоиды и раздавал на концертах.

Среди релизов Prince 2000-х были и удачные, и не очень. Хитовые и коммерчески ориентированные Musicology (2004) и 3121 (2006) вернули его на страницы музыкальной прессы и в эфиры телеканалов спустя годы сомнительных и не слишком удачных экспериментов. Периодически артист врывался в медиаполе, чтобы напомнить о своем величии. В истории останутся выступление с Beyoncé на церемонии «Грэмми» в 2004-м, то самое легендарное соло в «While My Guitar Gently Weeps» и гениальное шоу в перерыве Super Bowl в 2007-м (возможно, лучшее выступление, что когда-либо было на этом мероприятии).

Увы, закрепить всплески триумфа сильными студийными работами артисту не удавалось. Его самые заметные пластинки того времени Planet Earth (2007) и 20Ten (2010) были проходными и практически не отложились в памяти слушателей.

В них Prince звучал трибьютом самому себе — классическим примером того, что в английском языке называется «legacy act».

Концертные шоу того периода были грандиозными (поверьте очевидцу — мне посчастливилось присутствовать на одном из них), но в отрыве от сцены и могучих фанк-импровизаций, которые он на ней выдавал, Prince по большей части звучал несовременно и неинтересно. Примерно в это же время и был создан альбом Welcome 2 America.

История лонгплея началась в 2008 году, когда 21-летняя басистка и певица из Австралии Тэл Вилкенфелд (успевшая поиграть с Чиком Кориа и Хэрби Хэнкоком) получила от «Фиолетового» звонок с приглашением посетить его поместье в Миннесоте. Prince брал ее с собой на вечеринки, выступал перед ней со своей группой (зачастую Тэл была единственным слушателем тех концертов) и несколько дней подряд джемовал в ее компании.

В 2009-м музыкант загорелся идеей создания трио и попросил Вилкенфелд найти барабанщика в их будущую группу. Им стал Крис Коулман, работавший с Chaka Khan, а также, как ни странно, с Григорием Лепсом и Ани Лорак. Несколько дней в марте и апреле 2010 года трио проводило студийные сессии. «Перед этим в студии мы даже не репетировали, — вспоминает Вилкенфелд. — Мы играли сразу на пленку. Он [Prince] просто отсчитывал, и мы делали один или два дубля. Поэтому надо было сразу играть все как следует». Ориентиром для этих сессий, по словам Prince, служили The Jimi Hendrix Experience. Несмотря на то, что впоследствии на записи были наложены вокальные партии, бэк-вокал и клавишные, практически вся пластинка сыграна тремя инструментами и звучит довольно прямолинейно и сыро.

Крадущийся и полный саспенса открывающий трек задает тон пластинке. Prince в форме спокен-ворда рассуждает о несправедливости Америки и пригрешениях ее жителей под кинематографичный, неторопливо раскачивающийся фанк. Он описывает легкость, с которой можно потерять работу, и возможность получить 700 миллиардов долларов чаевыми. Под раздачу попадают нерадивые масс-медиа, культ знаменитостей, перегруз информацией, Google, iPhone, монополии и скоротечность музыкальной моды. В следующей за «Welcome 2 America» композиции «Running Game (Son of a Slave Master)» Prince при помощи приглашенных вокалисток проводит параллели между рабовладением и музыкальной индустрией. Эту тему он обширно исследовал во всех возможных формах в 1990-х, когда менял имя на «Символ любви» в качестве мести своему лейблу. В «Born 2 Die» Prince под лощеный соул-фанк в духе Кертиса Мэйфилда повествует о том, как люди тратят драгоценную жизнь на дела греховные.

В Welcome 2 America артист довольно часто высказывается на политические и социальные темы. Срыва покровов не происходит, но ему определенно есть, чем поделиться. «1000 Light Years From Here» — один из самых ярких и запоминающихся треков альбома, в котором Prince развивает любимый сюжет афрофутуристов о подводной утопии, которую могли бы построить темнокожие. В самые удачные (и по совместительству политические) моменты Welcome 2 America звучит на уровне лучших пластинок Prince того периода. Но эти моменты — лишь половина альбома.

Увы, на середине пластинка выдыхается и начинает буксовать.

Душный рок-н-ролл «Hot Summer» и слащавый кавер на «Stand Up And B Strong» Soul Asylum (альт-рокеры из родного для Prince Миннеаполиса) начисто сбивают настроение, заданное первыми четыремя композициями.

К неудачным трекам можно отнести и три последних. В них звучит тот Prince, который совершенно не отзывается в сердце — бурлескный и эстрадный в плохом смысле слова. «1010 (Rin Tin Tin)», в которой артист в очередной раз предостерегает от передозировки информацией, спортивная кричалка «Yes» и финальная «One Day We Will All B Free» слушаются будто «добивки» к остальному материалу. В них популистская риторика, которой пронизан альбом, приобретает гротескный оттенок, а грува и фанка не хватает, чтобы выровнять впечатление. Баланс немного восстанавливают ядреный фанк-рок «Check the Record» и сексуальный медляк «When She Comes». В последнем Prince позволяет себе провокационные строчки и сладострастно стонет. Клавишник Моррис Хэйес шутил, что за эту композицию музыканта «могут исключить из программы свидетелей», имея в виду Свидетелей Иеговы, к которым принадлежал «Фиолетовый».

Шероховатый лонгплей подарил название последовавшему в 2010-2011 годах гастрольному туру, однако до 2021 года Welcome 2 America так и не увидел свет — вместо этого альбом отправился на полку. Объяснений этому никто из участников записи не получил. Возможно, Prince так и не нашел подходящего варианта дистрибуции. Может быть, причина в том, что Тэл Вилкенфелд не смогла присоединиться к артисту в туре, поэтому он перегорел и решил не играть и не выпускать песни. Или материал просто показался Prince недостаточно хорошим. В конце концов, считается, что у него осталось около 40 невыпущенных альбомов, которые ждут своего часа.

Как бы там ни было, в 2021 году Welcome 2 America получил издание, которого не удостаивалась ни одна запись того периода (многие из них раздавались бесплатно или вообще прилагались к газетам). Альбом с помпой выпускают на стриминге — с анимированной обложкой, аннотациями и продвижением на «витрине». В магазинах лежат роскошные пластинки с тисненной золотом обложкой, гравировкой и в разном цветовом исполнении. Наконец, за $150 можно приобрести бокс-сет с меморабилией, постерами, буклетами и Blu-ray с записью выступления 2011 года в лос-анджелесском Forum. То ли музыкальная индустрия наконец догнала Prince, то ли его наследники решили сыграть по всем обновленным за последнее десятилетие правилам и выжать максимум из имеющихся возможностей. Сюда же можно отнести расчет, что своими громкими лозунгами Welcome 2 America отражает цайтгайст и спустя год после гибели Джорджа Флойда и последовавших волнений звучит актуальнее, чем 11 лет назад.

Делюкс-версия Welcome 2 America

На деле, при всей своей политизированности Welcome 2 America звучит именно как артефакт из 2009-2010 годов, и в этом подлинная сила лонгплея.

Это именно что альбом из конкретного творческого периода Prince с обязательными приметами времени: неровным материалом и продакшеном, в котором соединились неотесанность сделанных на скорую руку демо и выхолощенные овердабы, эстрадный бэк-вокал и клавишные. Пластинки ариста 1990-х и 2010-х звучали совсем иначе. Первые были странными и полными порой невнятных экспериментов, вторые — более ровными, цельными и с шикарным звуком (последний прижизненный альбом артиста HITnRUN Phase Two получил «Грэмми» за лучшую звукорежессуру).

Prince

Все это только нагляднее демонстрирует, насколько интересным был тот период жизни и творчества Prince. Как сообщают очевидцы, в конце 2000-х, несмотря на все неопределенности, он производил впечатление абсолютно счастливого человека, который полностью поглощен музыкой. Prince с легкостью собирал и распускал группы, за считанные дни записывал альбомы и разъезжал по Миннеаполису в машине, из которой оглушительно играли его новые песни. Так же легко он прощался с одними проектами и переходил к другим.

7
Рейтинг Karmapolitan

0 комментариев