Рецензии
by Давид Чебанов  /  12 дней назад

Sosa Muzik

Платина

В самом ожидаемом русском трэп-альбоме нет ничего, кроме самоповтора и примитивизма

3  рейтинг Karmapolitan

В самом ожидаемом русском трэп-альбоме нет ничего, кроме самоповтора и чрезмерного примитивизма.

Платина
Платина | inst: @platina300

В 2019-м Платина наконец ушел от сравнений с Playboi Carti. В его предыдущих релизах было полно заимствований из дебютного альбома атлантского рэпера. Роберт Плаудис [настоящее имя исполнителя, прим. KARMA] использовал тот же слэнг, флоу и инструменталы и не стеснялся статуса переводчика. В то же время рэпер запустил волну подражателей Carti, что говорит о его умении предсказывать тренды. Уже в 2017-м Плаудис записывал грустный речитатив под гитару, предрекая еще не сформировавшийся в России эмо-рэп. Все изменилось с выходом Опиаты Круг, в котором Платина обрел собственный звук. Во многом «Опиаты» все еще пользовались наработками других артистов, но Роберту удалось перенести синтетическое разочарование нового веб-панка в трэп и превратить краткость в поэзию. Прогоревшая любовь сравнивается в альбоме с Нотр-Дамом, а хаотичные притоны становятся местом для рефлексии. 

«Опиаты» отличались наличием конфликта: прошлые треки артиста были анекдотами с кучей абсурдного неймдроппинга (в первой половине релиза они сохранились), эта пластинка показала чувство опустошенности и апатии в рамках праздничного трэпа. Обратная сторона гедонизма и постнаркотическая печаль сконцентрировались во второй части альбома, оставляя надежду на то, что деструктив станет творческой силой Платины.

Sosa Muzik, выход которого откладывался несколько раз, ожидался как новый творческий вызов, где конфликт достигнет пика. Однако Роберт вновь обратился к атрибутам Carti: оделся в Rick Owens, подслушал ломаные синтезаторы в треке «@ MEH» и ушел в примитивизм, отбросив тревожные мысли. Но он забыл, что Плейбоя любят не только за дизайнерскую одежду, влияние на моду и простую лирику. На пике своей популярности Carti выпустил Whole Lotta Red с режущими ухо частотами, несовместимыми по тональности инструментами, «выплевывающей» подачей и сэмплами Bon Iver и Иоганна Себастьяна Баха. Антикоммерческий релиз занял первое место в альбомном чарте Billboard, получив при этом негативную реакцию слушателей. Но уже через полгода вся трэп-музыка эксплуатировала панк-перегруз и копировала интонации Carti, забывая о том, что делает его творчество особенным. Плейбой сделал авангард коммерчески успешным и превратился в опиумного вампира, заставившего других надеть кожаные куртки и полировать его грязные инструменталы. Кто еще из трэп-артистов смог бы привлечь к записи абсолютно недуховного альбома Канье Уэста, который последние 3 года стремился к чистоте госпела? 

Платина взял у Carti лишь обертку и приправил ее аурой благополучия и собственными вариациями англицизмов («блесс», «страгл» и т.д.). Из провокативного искусства Роберт забрал только самое мягкое и приятное: гиперпоп-синты, беззаботную подачу и цикличные повторения фраз из трека в трек. Он намеренно отказался от негатива, но из-за этого его творчество потеряло стержень и стало набором клише — от одинаковых строчек до похожих синтезаторов. Sosa Muzik ощущается большим фристайлом — Роберт признавался, что никогда не пишет тексты заранее, но на этот раз дух импровизации возведен в абсолют. В потоке сознания все же всплывают забавные строчки («Скурил свои мозги, теперь мне стало проще»), но зачастую абсурд так и не доходит до пика, а остается на уровне плоских метафор («Булки, покажи на что способен шеф-кондитер»).

Главный битмейкер альбома Aarne однажды показывал, как создавался бит для трека «Не в тусе»: самым сложным элементом была мелодия, а ударные помещались всего на 5-6 дорожках. Чувствуется, что на Sosa Muzik Плаудис хотел воссоздать ощущение гиперпопа, но в нем слышатся только однотипные драм-паттерны и набор неоновых синтезаторов. Когда не спасают биты, надеешься на энергетику самого артиста, но Платина лениво бросает строчки и даже уступает гостям (PLOHOYPAREN, OG BUDA, MAYOT, Big Baby Tape, LIL VAN). Динамика на Sosa Muzik создается одним приемом, который был замечен еще в прошлогоднем сингле «На грязном» — это своеобразные разгоны с повторяющимися ударами кика, после которых начинается основная часть инструментала. Платина слишком часто использует эту фишку («Сердце для шалав», «liga la sosa»), из-за чего биты становятся еще больше похожи друг на друга.

Темы текстов едва выходят за пределы клубов и студий, а сами строчки нередко повторяются и отсылают к выдуманному Робертом слэнгу («слесарь», «кинет жопу за команду», «Sosa Muzik только один раз в жизни»). Альбом превращается в приторный гедонизм: если в прошлых проектах Платины присутствовали тревожные мысли, то в этом релизе он отбрасывает сомнения и устраивает праздник, который, по его мнению, случится только один раз. В России подобный гипертрэп лучше получался у его коллег по цеху: например, у LOVV66 в треке «Комплект белья» или у PINQ, приближенного к объединению MELON MUSIC. В обоих случаях рэперы отходили от трэп-ударных и использовали массивный EDM-звук, в то время как Sosa Muzik пытается повторить эти концепты с минимальным количеством новых инструментов. Даже в гиперпопе у Роберта, оставшегося в тени своих же последователей, не получилось стать отечественным инфлюенсером.

Главные моменты альбома — «В Клубе», обманывающий слушателя двойным изменением структуры, и «Веном», цепляющий харизматичным припевом Big Baby Tape («Молодой белый с деньгами»). В остальном релиз проигрывает предшественнику Опиаты Круг, потому что попросту лишен цели. В прошлом альбоме Платина разыскивал счастье на дне стакана и пытался найти королеву в очереди из группис, а здесь обрел покой и бесцельно читает о заслугах и рэперских радостях. Роберту достаточно слепого материализма, чтобы чувствовать себя прекрасно.

3
Рейтинг Karmapolitan

0 комментариев