Мнение
by Давид Чебанов  /  7 месяцев назад

Маски как часть хип-хопа

Еще в прошлом веке с популярностью Slipknot и Daft Punk маски стали важной частью музыки, но в хип-хопе они заняли особую нишу

Время чтения: 10 мин

Маски стали важной частью музыки еще в прошлом веке с популярностью Slipknot и Daft Punk, но в хип-хопе они заняли особую нишу. Karmapolitan рассказывает о рэперах, использующих маску как творческий атрибут. 

MF DOOM 

Благодаря MF DOOM культура полюбила анонимность: его металлическая маска стала таким же символом хип-хопа, как перчатка Майкла Джексона — поп-музыки. Все потому, что в ней он вернул жанру первоначальную цель — исследование речитатива и искусства рифмоплетения. Во времена, когда MF DOOM начинал сольную карьеру, хип-хоп превращался в глянец: его заполонили менеджеры и контракты, а лицо рэперов стало критерием оценки их творчества. В начале 1990-х Думилей сам был частью музыкального бизнеса. Он выпускал коммерчески успешные треки и звучал на радиостанциях в составе группы KMD, которую основал вместе с Rodan и своим братом DJ Subroc. В 1993-м, за несколько дней до выхода их второго альбома, Subroc скончался, а лейбл отказался от публикации материала. Обезличивание для Дума — протест против правил индустрии, оставившей его ни с чем, и возможность демонстрировать творчество в отрыве от внешности. В то же время это способ рассказать историю от лица нового персонажа — суперзлодея, готового вернуться после нескольких лет скитаний. Дум действительно годами жил без дома и копил силы для возвращения. Маска помогла ему начать с чистого листа. 

«Помните фильм "Гладиатор"? В то время начали продавать гладиаторские маски, копирующие оригинальную маску из фильма. Так случилось, что мой друг рассказал мне об этих масках и предположил, что они идеально подойдут для персонажа MF DOOM. Я доверился ему, несмотря на то, что маски были чутка дорогими. Он взял ее, а после этого я хромировал ее и добавил рубин».

MF DOOM в 2009

Канье Уэст 

Мейсон Марджела начал использовать маски на своих показах, чтобы сконцентрировать внимание зрителей на одежде, а не моделях. Безликая маска Канье, которую он носил на презентациях Donda, выполняет похожую функцию. За два шоу Уэст не произнес ни слова, а в самом альбоме за него говорит либо музыка, либо приглашенные гости. Куплеты Baby Keem, Jay Electronica, Fivio Foreign и Jay-Z откроют слушателю больше, чем любая строчка Канье. 

Но это не первый случай, когда Yeezy скрывает лицо. С самого начала карьеры он действовал наперекор репутации и выбирал собственный маршрут. Даже на дебютном College Dropout его личность скрыта за костюмом медведя. Пока другие артисты под гнетом популярности становятся заложниками внутреннего фильтра, Уэст честен и чист перед слушателем и сохраняет свое видение. Постоянно меняющиеся маски Канье демонстрируют его трансформации, которые неспособно зафиксировать статичное человеческое лицо. 

kanye west college dropout маска медведь

«Фаррелл сделал очки, и они вам понравились. Я сделал обувь, и вы сказали, что я зашел слишком далеко: "Останься на своем месте, не порть репутацию". Вот почему на мне эта маска. Меня не беспокоит мое лицо, моя репутация», 

– Канье на Wireless Festival в 2014

Культовый атрибут Канье — помпезные марджела-маски, которые он носил в эпоху Yeezus. Сырая агрессия и пафосный минимализм релиза были тесно связаны с религиозной тематикой, темами гордыни, величия и высокомерия. В сюжете Yeezus Tour Канье встречал Иисуса на сцене и снимал маску, чтобы показать людям свет — она могла символизировать человеческий грех. Возвращение маски на Donda тоже может нести духовный характер: Канье вновь борется с грехом, чтобы затем обнажить свет. 

kanye west maison margiela канье уэст маска маржела
Photo by Bradley Kanaris/Getty Images

В 2015-м Канье связал тему масок с альбомом 808s & Heartbreak, которому на тот момент было 7 лет. Релиз, записанный после смерти мамы и расставания с невестой, пропитан «неживым звуком»: автотюном и искусственными ударными драм-машин. Уэст решил устроить на Hollywood Bowl двойной концерт, посвященный релизу. Главный момент выступления — выход Канье в костюме и маске деревянной куклы Пиноккио, показывающей, каким бесчеловечным его сделали обстоятельства и давление музыкальной индустрии. В конце выступления он кричит «I feel so much love tonight», обозначая свое превращение из «буратино» в живого человека, умеющего чувствовать. 

UK Drill

Британский дрилл со сбитыми ударными и бас-слайдами — целая вселенная с настоящими преступниками, их разборками и междоусобицами. Дрилл-исполнителям приходится носить маски из соображений безопасности, а их настоящие личности знает только узкий круг приближенных. Чаще всего MC предпочитают скучные лыжные балаклавы или банданы, но встречаются исключения. Например, LD с белой металлической маской или V9, отсылающий к Deadpool, персонажу комиксов Marvel. В случае с дрилл-артистами маска не несет творческой ценности и не является продолжением идентичности музыканта. Она нужна для того, чтобы люди и правоохранительные органы не знали личность преступника, который делится совершенным беззаконием в треках.

Другой интересный пример — RMR, который может выйти в балаклаве, с автоматом Калашникова и другими атрибутами трэп-культуры, а потом пропеть «к черту копов» фальцетом. Артист говорит о разбитых чувствах и подкупает контрастом: пока в его клипах танцуют бандиты, сам он выбирает не зубастый хип-хоп, а тонкий R&B. 

Leikeli47

Leikeli47

Leikeli47 воспринимает маску как символ свободы. Как и MF DOOM, она носит ее, чтобы творить вне личности, которая скрывается под тканью. Ее музыка — это уникальная смесь трэп-бэнгеров, бруклинского сторителлинга и звука Джерси. Певица выросла в женской семье, поэтому важную часть ее текстов занимают рассказы о тяжелой участи темнокожих женщин. Поднимая вопросы нищеты, расизма и матриархата, Leikeli47 совмещает интересную историю с понятным танцевальным звуком. Несмотря на анонимность, у нее есть шанс стать новым голосом женщин.

Hollywood Undead

HU вряд ли можно назвать хип-хопом в чистом виде, но группа интегрировала его элементы в металкор. Маски появились с выходом первых альбомов и были примитивными. Позже, с релизом Swan Songs, участники усложнили силуэты и сделали дополнительные «вокальные» версии для концертов. Согласно концепции участника Charlie Scene, HU меняют маски с выходом каждой новой пластинки. 

маски hollywood undead
Все маски коллектива

Hollywood Undead носят маски не для анонимности, а просто чтобы круто выглядеть. Фронтмен J-Dog заявлял в интервью, что артисты придумали их, потому что «звучали не так, как кто-либо другой, поэтому и внешне должны были отличаться от остальных музыкантов». У маски каждого участника свой дизайн, однако никакой информации о их смысле нет. Музыканты говорили, что их сделал художник и профессиональный гример Джерри Константин. Участники разрабататывают концепции, а он реализует их идеи. Каждая итерация следует единой идее, лучше всего это заметно по маскам Da Kurlzz или J-Dog.