Рецензии
by Алексей Алеев  /  7 месяцев назад

Talk Memory

BADBADNOTGOOD

Джаз-трио BADBADNOTGOOD усиливает позиции с помощью Артуро Верокая и уходит от инструментального хип-хопа

7  рейтинг Karmapolitan

BADBADNOTGOOD усиливают позиции с помощью ветерана психоделии Артура Верокая и все дальше уходят от инструментального хип-хопа.

У BADBADNOTGOOD нет вокалиста. У них нет имиджа и сценической униформы. Нет ярко выраженного месседжа, который они пытаются донести до слушателей, вирусных видеоклипов, набирающих миллионы просмотров, и активного медийного присутствия. Тем не менее, вопреки практически всем факторам, которые могут принести известность в современной музыкальной индустрии, канадское трио рвет инди-чарты, звезды первого эшелона хотят с ними работать, а их пятый номерной альбом Talk Memory ждали сотни тысяч фанатов.

Как и в случае с Khruangbin, также набравшими существенное влияние без вокалиста, рассказывая о BADBADNOTGOOD, сложно обойтись без слов «вайб» и «чилл». Канадская группа — важный, едва ли не краеугольный элемент сцены задумчивой и расслабленной инструментальной музыки. Их саунд во многом отвечает примерно на те же запросы, что и онлайн-радио с тегами «lo-fi hip-hop beats». Только делает это менее эфемерно и значительно более интеллектуально, с отсылками к хорошей коллекции пластинок на все времена. Мерные «бум-бэповые» ударные, септаккорды, джазовые арпеджио — соединив «вайб» хип-хопа и джазовый «чилл», BADBADNOTGOOD нащупали звучание, на которое обнаружился колоссальный спрос.

BADBADNOTGOOD (Photo by Jack Taylor/Getty Images)

BADBADNOTGOOD начинали в 2011 году с инструментальных каверов на Gucci Mane, J Dilla и Odd Future, а вскоре переключились на полноценные коллаборации с хип-хоп артистами. Одним из первых отозвался Tyler, The Creator, сотрудничество с которым открыло группе двери для взаимодействия с другими участниками Odd Future, а также Joey Badass и Danny Brown. В 2011 году BADBADNOTGOOD выпустили микстейп BBNG1, в котором переигрывали узнаваемые хип-хоп биты, неустанно расщепляя мелодии на арпеджио и аккуратно импровизируя вокруг них. Через год они добавили в эту формулу чуть больше напора, агрессии и колких звуков и выпустили микстейп BBNG2. Эти релизы помогли им зарекомендовать себя в качестве послов «чилла» и «вайба» и обеспечили фанатов хип-хопа идеальной фоновой музыкой, ненавязчивой и в меру качающей.

2014 год стал для BADBADNOTGOOD переломным: группа отошла от каверов и заявила о себе как о серьезной творческой единице. III стал первым полноценным лонгплеем с оригинальным материалом. Группа провела серьезную работу над звуком: сохранила грув хип-хопа, но добавила в него толику мрака и тревоги, будто для большего соответствия своему названию. К своему облаку тегов BADBADNOTGOOD прибавили «джаз-фьюжн», а также всерьез взялись за работу с другими артистами и спродюсировали треки для Earl Sweatshirt, Danny Brown и других исполнителей. В 2015 году увидел свет их совместный альбом с Ghostface Killah Sour Soul: его сложно назвать по-настоящему примечательным, но в целом получилось вполне складно. Под кинематографичный приджазованный хип-хоп канадцев самый деятельный рэпер из Wu-Tang Clan звучал максимально стильно и гармонично.

В последующие несколько лет BADBADNOTGOOD поучаствовали в записи треков Kendrick Lamar и KAYTRANADA, Denzel Curry и Freddie Gibbs, а также выпустили альбом IV, который стал их самой цельной и зрелой работой. Джазовая психоделия соседствует в нем с мелодичными и техничными хип-хоп джемами, а приглашенные гости, Сэмьюэл Т. Херринг (известный по группе Future Islands), саксофонист Колин Стетсон и рэпер Мик Дженкинс, раскрываются в полную силу. IV звучит знакомо, заигрывая с ностальгией и опираясь на многолетний опыт джаз-фьюжна и джаз-рэпа, но в то же время непредсказуемо. Во многих треках музыканты пускаются в неожиданные импровизации, зачастую сложно угадать, что ждет за поворотом и куда они свернут дальше.

За IV последовали многолетнее турне и коллаборации с разными артистами, однако к собственному творчеству BADBADNOTGOOD не подступались долгие годы. Лед тронулся в 2021-м, аккурат в пятилетний юбилей IV. Долгожданный третий полноформатник Talk Memory — первая из пластинок группы без порядкового номера. Кроме того, это первая работа BADBADNOTGOOD, за которой стоит продуманная концепция (в упаковку с виниловой пластинкой вложен целый фанзин). А приглашенные вокалисты уступили в ней место видным гостям-инструменталистам.

Открывающий альбом 9-минутный фьюжн-эпос «Signal from the Noise» записан с участием Floating Points — прогрессив-электронщика, отметившегося в этом году совместным лонгплеем с легендой спиричуэл-джаза Фэроу Сандерсом. Talk Memory не избежать параллелей с их альбомом Promises: в обоих случаях молодые, но уже зарекомендовавшие себя музыканты с безупречной репутацией привлекают к работе великих новаторов прошлого и пытаются поставить джаз на новые рельсы. Floating Points и Фэроу Сандерс обратились к пост-минимализму: к повисающей в воздухе повторяющейся музыкальной фразе Сандерс добавлял саксофонные импровизации, а вершили все титанические струнные Лондонского симфонического оркестра. В Talk Memory грувовый фьюжн обрастает пышными оркестровками, которыми управляет Артур Верокай — 76-летний бразильский композитор, аранжировавший записи Жоржи Бена, Gal Costa и Маркоса Валле. В 1972 году он выпустил эпохальный сольный альбом, про который Madlib говорил, что «готов слушать его до самой смерти».

Разворот конверта дебютного альбома Артура Верокая 1972 года.

BADBADNOTGOOD ответственно подошли к выбору коллабораторов для проекта. В записи Talk Memory также принимали участие продюсер и виртуозный барабанщик Каррим Риггинс, саксофонист Террас Мартин, известный по альбому Кендрика Ламара To Pimp a Butterfly, и эмбиент-артист Laraaji. Но именно Верокай, аранжировавший струнные в пяти треках из восьми, поднимает пластинку на новые высоты. Очередь из трех композиций с его участием — «City of Mirrors», «Beside April» и «Love Proceeding» — центральная и самая запоминающаяся часть лонгплея. В ней прыткий грув BADBADNOTGOOD при помощи струнных отрывается от земли и взмывает ввысь. Лучший момент альбома — невероятно красивое саксофонное соло, которое играет во второй половине «Love Proceeding» Леланд Уитти, а в финале композиции его подхватывает оркестр. Эти три трека наглядно демонстрируют творческий рост группы от кавер-бэнда, записывающего музыку для создания ненавязчивой рабочей атмосферы, до фьюжн-машины, которая выдает пронзительные соло и приглашает из Бразилии своего кумира (в любви к Верокаю, треки которого сэмплировали MF Doom и Static Selektah, участники BADBADNOTGOOD признавались на протяжении многих лет).

На фоне этих треков остальной материал на Talk Memory немного меркнет и видится не более, чем обрамлением центрального произведения. В третьем лонгплее BADBADNOTGOOD все дальше уходят от хип-хопа в джаз-фьюжн — мелодичный и оркестрованный, вдохновленный, как фильм «Солярис», космосом и ностальгией. С одной стороны, это более чем серьезная заявка, с другой, выдержать даже сорок минут в таком режиме на равномерно высоком уровне группе не удается. Существенная часть Talk Memory отказывается задерживаться в памяти и теряет свежесть уже на втором или третьем прослушивании.

Как ни странно, из двух последних пластинок BADBADNOTGOOD именно вышедший пять лет назад IV намного больше напоминает о музыке Артура Верокая, чем Talk Memory, в котором она звучит. Дебют бразильского композитора 1972 года был полон неожиданных сочетаний, дерзких, смелых ходов и гармоний, а также музыкального авантюризма. Всему этому нашлось место в пестром и разнообразном альбоме канадского джаз-трио 2016 года — там были веселье, игра и ирония. В Talk Memory этого почти нет: иногда BADBADNOTGOOD способны выдать красоту, от которой перехватывает дыхание, но кажется, что они очень уж ретиво переметнулись в стан больших и серьезных фьюжн-артистов. Настолько, что хочется попросить их вспомнить про «чилл» и «вайб».

7
Рейтинг Karmapolitan