Мнение
by Давид Чебанов  /  около 1 месяца назад

Искусство каверов

Рассказываем о каверах, превратившихся в самостоятельные произведения

Время чтения: 20 мин

Рассказываем о каверах, «переплюнувших» оригиналы и превратившихся в самостоятельные произведения.

Каверы обычно не воспринимаются как самостоятельные произведения, потому что во многом остаются частью оригиналов — сохраняют изначальную мелодию, текст и манеру исполнения. Мы собрали несколько треков, которые переместили оригинальные песни в новый контекст и раскрыли их с неожиданных сторон. Эти каверы превратились в отдельные композиции, которые не только отдают дань уважения первоисточникам, но и открывают в них что-то новое. 

JPEGMAFIA 

Оригинал: Carly Rae Jepsen – «Call Me Maybe» (2012)

Кавер: JPEGMAFIA – «call me maybe» (2013)

2012-й: выходит «Call Me Maybe» от Carly Rae Jepsen — одна из главных поп-песен 2010-х, которой удалось сделать скриншот целой эпохи и буквально стать гимном поколения. Эталонный глянцевый хит удостоился множества наград, в том числе бриллиантовой сертификации RIAA (выдается за 10 млн продаж). 

Спустя год андеграудный экспериментатор JPEGMAFIA — тогда еще не столь популярный автор эксцентричного глитч-рэпа — делает кавер на этот трек. Танцевальная песня с довольно наивным посылом помещается в противоположный контекст: почти бесформенный эмбиент из случайных шорохов и разговоров толпы. Постепенно в этом дискомфортном для массового слушателя полотне появляется мелодия, а затем и слова. Только радостные возгласы заменены душераздирающим шепотом, а одни и те же строчки передают полярное настроение — рефлексию разбитого сердца. 

Jeff Buckley 

Оригинал: Leonard Cohen – «Hallelujah» (1984) 

Кавер: Jeff Buckley – «Hallelujah» (1994)

Возможно самая известная работа Бакли была написана Леонардом Коэном в 1984 году. Версия Коэна была выпущена как сингл в Испании и Нидерландах, но не привлекла особого внимания в США.

Джефф Бакли услышал «Hallelujah» в начале 1990-х и начал исполнять ее на концертах в Нью-Йорке и его окрестностях. Он включил ее в дебютный альбом Grace 1994 года, но песня не привлекла широкого внимания, пока в 1997 году артист не умер, что вызвало новую волну интереса к его творчеству. Многие исполнители обратили внимание на «Hallelujah» и записали собственные версии трека. Часть этих каверов попала в фильмы и телешоу, популяризируя композицию среди широкой аудитории.

В отличие от строгого вокала Коэна, Бакли подходит к исполнению с мягкостью, дополняя историю про связь веры и любви новыми красками. 

Moses Sumney 

Оригинал: Metallica – «Unforgiven» (1991) 

Кавер: Moses Sumney – «Unforgiven» (2021)

В этом году Metallica праздновали юбилей знакового «черного альбома». В честь 25-й годовщины был подготовлен трибьют-сборник, над которым работали более 50 артистов разного калибра и масштаба — от J Balvin до Камаси Вашингтона. Лучший момент релиза — появление соул-визионера Moses Sumney, перековавшего эпичный и зловещий вайб оригинального трека в тонкую гитарную балладу, в которой вокал переходит в фальцет. Кавер на «Unforgiven» в очередной раз показывает умение Самни раскрывать переживания с помощью голоса. Если вы не слышали его прошлогодний альбом «græ», затрагивающий темы новой маскулинности и утерянной любви, самое время это сделать. 

James Blake  

Оригинал: Frank Ocean – «Godspeed» (2016) 

Кавер: James Blake – «Godspeed» (2020)

Джеймс Блейк, участвовавший в создании Blonde и самого «Godspeed», уже делился кавером в своем Instagram, но только спустя несколько месяцев песня появилась на стримингах, а позже вошла в сборник каверов Блейка. 

Синергия одухотворенного вокала и фортепиано почти переписывает композицию: строчки о расставании и пожелании всего наилучшего после разрыва звучат как слова искренней и незапятнанной любви. 

Frank Ocean 

Оригинал: Audrey Hepburn – «Moon River» (1961) 

Кавер: Frank Ocean – «Moon River» (2018)

«C “Moon River” получилось спонтанно. Кто-то попросил меня спеть ее, и это было единственной причиной, по которой я ее послушал. Люди просят меня делать много того, что я не делаю [смеется], но когда я слушал ее, это было то, что я хотел сделать, потому что думал, что песня маленькая, красивая и аккуратная. Эта идея “океана в капле”, все эти чувства внутри маленькой вещи. Живя с этим, слушая много версий, я думал о том, с кем бы я поработал над ней и что бы я сделал в своей интерпретации. Из всех каверов, что я делал, “At Your Best…” и “Moon River”— мои любимые»,

– рассказывает Фрэнк Оушен.

Романтик Фрэнк Оушен выпустил кавер на песню Одри Хепберн — она исполнила ее в фильме «Завтрак у Тиффани» через несколько часов после Дня святого Валентина. В оригинальном исполнении «Moon River» — это тонкая ода страсти к путешествиям и огромным возможностям. Но в руках Оушена песня приобретает новые настроения, потому что он никогда не довольствуется простым подражанием другому художнику. Играя с повышением тона и повторением строк, он меняет нежный и вздыхающий вокал Хепберн на смелые и протяжные напевы, растворяющиеся в многоголосье. 

Jimi Hendrix 

Оригинал: Bob Dylan – «All Along the Watchtower» (1967)

Кавер: Jimi Hendrix – «All Along the Watchtower» (1968)

Джими Хендрикс услышал невышедший материал Боба Дилана от своего менеджера, поставившего кассету на вечеринке. После первого прослушивания John Wesley Harding он уже знал, что хочет сделать кавер на один из треков. Изначально Джими планировал исполнить «I Dreamed I Saw St. Augustine», но в итоге выбрал «All Along the Watchtower». Хендрикса тянуло к треку, поэтому новая версия была записана уже через два месяца после выхода оригинала. Песня Дилана не появилась в американском чарте синглов, а кавер Хендрикса дошел до 20-го места. 

«Однажды той осенью Хоу шел по 8 улице в Нью-Йорке с Джими. Они заметили на другой стороне дороги похожую фигуру. “Эй, это Дилан. Я никогда не встречал его раньше, пойдем поговорим с ним”, — взволнованно сказал Джими. Он бросился в поток машин, выкрикивая “Эй, Боб!”. Как только Дилан узнал Джими, он расслабился. “Боб, э-э, я певец, ты знаешь, меня зовут, э-э, Джими Хендрикс и...”, — комично говорил Хендрикс. Дилан же отметил, что он знал, кто такой Джими, что ему понравились его каверы и он не знает музыканта, сделавшего их лучше. Боб поспешил прочь, но оставил Джими сияющим. Тогда Хендрикс был на седьмом небе от счастья хотя бы потому, что Боб Дилан знал, кто он такой». 

Из рассказов Диринга Хоу, друга Хендрикса

Так кавер Хендрикса не только перевернул восприятие самой «All Along the Watchtower» и сделал ее популярнее, но и связал двух классиков незадолго до смерти Джими. 

Nirvana 

Оригинал: David Bowie – «The Man Who Sold The World» (1970)

Кавер: Nirvana – «The Man Who Sold The World» (1994)

«Я был просто поражен, когда обнаружил, что Курту Кобейну понравилась моя работа, и я всегда хотел поговорить с ним о причинах, по которым он освещал “The Man Who Sold The World”. Это было хорошее прямолинейное исполнение, звучавшее как-то очень откровенно»,

– Дэвид Боуи о кавере Nirvana.

Гранж-музыка была на пике популярности, когда Nirvana записали лайв-альбом Unplugged в 1993-м, менее чем за 6 месяцев до трагической смерти Курта Кобейна. Сессия, упор в которой был сделан на кавер-версии и малоизвестный материал группы, показала Nirvana не только лидерами молодежной культуры, но и мощными сонграйтерами с потенциальным статусом классиков. 

Главная причина, по которой Кобейн переосмыслил песню Дэвида Боуи, — его отторжение популярности и ненависть к славе. Оригинальная «The Man Who Sold The World» рассказывает историю человека, продавшего весь мир ради известности, которая на самом деле не приносит ничего, кроме одиночества и чувства пустоты. В песне герой встречается с собой из прошлого, хотя до этого думал, что уже никогда не увидит эту версию себя. Трек идеально подходил для того, чтобы продемонстрировать уязвимость Nirvana в музыкальной индустрии. Голос и лицо Курта во время исполнения выражали глубокую печаль, безнадежность и смятение, будто предсказывая скорый суицид. 

Лайв помог Боуи стать еще популярнее за пределами Англии, а также познакомил его с новой рок-аудиторией США. Сам Дэвид оказался удивлен исполнением Кобейна.