Деймон Албарн – мастер коллаборации и исследователь жанров

Чем интересен

За свою более чем 30-летнюю карьеру Деймон Албарн мало чего не успел. Он является основателем двух групп, ставших знаковыми для разных слоев фанатов музыки: героев брит-попа Blur и виртуальных Gorillaz. За его спиной десятки миллионов проданных копий альбомов, тысячи концертов и мировых туров, пара супергрупп, несколько сайд-проектов, саундтреки к нескольким фильмам и театральным постановкам, собственная благотворительная организация, а также десятки разных жанров и амплуа, в которых музыкант успел себя попробовать. Наиболее известный как продюсер, автор песен и вокалист, Албарн также отличается способностью собрать вокруг себя талантливых людей для очередного проекта, чтобы ломать очередные стигмы и стереотипы популярного в музыке.

12 ноября музыкант представит свой сольный альбом The Nearer the Fountain, More Pure the Stream Flows, вдохновленный поездкой Албарна в Исландию, и включит в себя оркестровые аранжировки и «медитативную» музыку.

За свою продолжительную карьеру Деймон Албарн поработал с сотнями музыкантов в десятке разных проектов, поэтому его творческий путь лучше рассматривать через призму коллабораций и групп, к которым он приложил руку.

Blur

Первого успеха на музыкальном поприще Албарну удалось добиться с Blur. Он основал группу в конце 1980-х с другом детства — гитаристом Грэмом Коксоном, барабанщиком Дейвом Раунтри и басистом Алексом Джеймсом. Еще до выпуска дебютного альбома их первые синглы «She's So High», «There's No Other Way» и «Bang» попали в чарты Великобритании и позволили Blur влиться в растущую на тот момент новую волну английской музыки. Дебютный альбом Leisure увидел свет в 1991 году, однако по-настоящему звук группы сформировался c выходом второй пластинки Modern Life Is Rubbish.

По словам самого Албарна, синглом «Popscene» из этого альбома им удалось создать по-настоящему английский звук, что сделало группу очень популярной на британской сцене, но при этом загнало в рамки. Пластинка записывалась во время тура по США, после выпуска дебютника. Все участники Blur сильно скучали по дому, поэтому Албарн поставил задачу создать максимально британский альбом. Это подчеркивали даже промо-фото, на которых группа стояла на фоне надписи «Британское Изображение 1».

Blur в 1993 году

Большого коммерческого успеха Blur добились с третьим альбомом Parklife, вышедшим в 1994-м. Пластинка стала ключевой для брит-попа и перевела группу из разряда альтернативных рокеров в статус больших английских поп-звезд. Фактически этим альбомом Албарн и компания популяризировали брит-поп, за звание лидеров которого им уже через год пришлось бороться с манчестерской группой Oasis.

В 1995 году случился пик «Битвы за Брит-поп», когда Blur и Oasis в один день выпустили синглы «Country House» и «Roll With It». Все британские музыкальные издания охватил ажиотаж, а самого Албарна даже пригласили на одну из главных новостных передач. Тогда его группа обошла конкурентов с 274 тыс проданных копий против 216 тыс и выпустила крайне успешный четвертый альбом The Great Escape (в первый месяц после релиза было продано более 500 тыс копий).

Однако триумф продлился недолго, и после выхода альбома Oasis (What's the Story) Morning Glory? медиа обернулись против Blur. Глобальный успех конкурентов (братьям Галлахерам удалось продать более 4 млн копий на старте) породил в группе внутренние конфликты. На какое-то время музыканты затихли, чтобы разобраться с дальнейшим творческим вектором, а в 1996 году Албарн пригласил коллег в Исландию, где они начали работу над пятым альбомом.

В начале 1997-го Blur выпустили одноименный лонгплей, достигший наибольшего успеха за пределами Великобритании. В нем музыканты экспериментировали с лоу-файным звучанием, на тот момент охватившим американскую рок-сцену. Вероятно, этот альбом до сих пор остается самой известной пластинкой группы и в России, во многом благодаря успеху сингла «Song 2».

Выпустив еще одну пластинку в 1999-м, участники группы сошлись на том, что им нужно отдохнуть друг от друга, и сосредоточились на сольных проектах. При этом гитарист Грэм Коксон и вовсе покинул Blur. В 2003-м группа выпустила еще один альбом Think Tank, в котором Албарну пришлось восполнять освободившееся место собственной игрой на гитаре и синтезаторах. Затем группа ушла на продолжительный перерыв и вернулась на короткий срок в 2015-м, презентовав альбом The Magic Whip.

Gorillaz

Другим важным проектом в жизни Албарна стала группа Gorillaz, которую он основал с художником Джейми Хьюлеттом в конце 1990-х. Они вместе снимали квартиру в Лондоне, а идея создать виртуальный коллектив пришла им в голову после просмотра MTV.

«Это было началом своего рода взрыва бойз-бэндов, — вспоминает Деймон. — И это казалось таким сфабрикованным. И мы подумали: давай сделаем искусственно созданную группу, но сделаем ее интересной».

Gorillaz
Джейми Хьюлетт, Gorillaz и Деймон Албарн

Таким образом появились 2-D, Мердок Никкалс, Рассел Хоббс и Нудл — бессменные анимированные участники Gorillaz. Виртуальная группа стала полем для творчества Албарна, которое не вписывалось в рамки Blur. К тому моменту он начал углубляться в африканские ритмы, фанатеть от хип-хопа, слушать электронику и писать музыку, которая отличалась от привычного для него гитарного звучания. Gorillaz стали пространством для экспериментов и многочисленных коллабораций, за которые группы так полюбили фанаты.

Создание виртуальной группы позволило Деймону сконцентрироваться на написании музыки, тогда как его напарник Джейми взял ответственность за визуальную часть проекта. Сумасшедшая популярность и звание фронтмена одной из главных британских групп своего времени давили на Албарна и мешали ему сфокусироваться на новом материале, поэтому изначально Gorillaz задумывались как анонимный проект. Однако после выпуска дебютного альбома фанаты сразу узнали кумира, и скрываться уже не было никакого смысла.

Первый альбом Gorillaz Албарн создавал вместе с продюсером Dan the Automator, рэпером Del Tha Funkee Homosapien и DJ Kid Koala, с которыми работал над альтернативным хип-хоп проектом Deltron 3030. В записи альбома также приняли участие члены групп Buena Vista Social Club, Cibo Matto и Talking Heads, что положило начало традиции Gorillaz работать со множеством приглашенных артистов.

Второй альбом, Demon Days, имел еще больший коммерческий успех и после релиза в 2005-м продался тиражом более 7 млн копий. Звучание пластинки Албарн создавал вместе с Danger Mouse, которого назвал одним из главных молодых продюсеров того времени. К тому моменту Mouse успел отметиться парой хип-хоп релизов и записывал совместный проект с легендарным MF DOOM.

«У нас никогда не было споров, — рассказывает Danger Mouse о работе с Деймоном. — Мы даже заканчиваем предложения друг друга. У нас много схожих влияний, таких как Эннио Морриконе и психоделический поп-рок, но он на 10 лет старше меня, так что мне нужно наверстывать упущенное. Там, где он может научить меня новой волне и панку конца 1970-х и начала 1980-х, я могу рассказать ему о большом количестве хип-хопа. В нас обоих много духа соперничества, и мы всегда подталкивали друг друга».

Во многом благодаря успеху сингла «Feel Good Inc.» альбом разошелся по всему миру и принес Албарну популярность, которой у него не было с Blur. После выпуска сразу двух пластинок в 2010-м группа взяла перерыв — во многом из-за конфликта между Албарном и Хьюлеттом. За это время Деймон успел записать и выпустить сольный альбом Everyday Robots, воссоединиться с Blur, отправиться с ними в тур и поработать еще над многими проектами.

В 2014-м Хьюлетт и Албарн встретились за кулисами после одного из концертов и решили начать работу над следующим проектом Gorillaz. Концепция Humanz, увидевшего свет в 2017-м, звучала как «вечеринка во время конца света», который случился бы, если бы Дональд Трамп выиграл президентские выборы. Артисты писали альбом, представляя, что невозможное все же случится, а когда это действительно произошло, им ничего не оставалось, кроме как выпустить саундтрек к «аду на земле». Пластинка включала череду звездных коллабораций с артистами из совершенно разных музыкальных миров. Среди них Popcaan, Vince Staples, DRAM, Jehnny Beth, Pusha T, Peven Everett, Danny Brown, Grace Jones, Mavis Staples, Benjamin Clementine, Kali Uchis, Rag'n'Bone Man и многие другие.

Запись следующего альбома решили не откладывать в долгий ящик, и Албарн принялся за работу прямо во время тура с Humanz. Многие песни, которые позже вышли в составе The Now Now, музыканты вживую исполняли на концертах сразу после написания. В отличие от предыдущей пластинки, лонгплей в основном состоит из сольных песен группы, за исключением нескольких именитых гостей (Джордж Бенсон, Snoop Dogg и Jamie Principle). Это определенно порадовало фанатов, которым не хватило голоса самого Деймона в альбоме-возвращении Gorillaz, и издания, критиковавшие Humanz за злоупотребление гостевыми куплетами.

Следующим большим экспериментом Gorillaz стал проект Song Machine — веб-сериал, состоящий из коллекции синглов и музыкальных клипов (названных «эпизодами»), каждый с участием разных приглашенных артистов. Синглы позже собрали в один релиз и выпустили под названием Song Machine, Episode One: Stange Timez.

Подробнее про последний релиз Gorillaz читайте в нашей рецензии:

The Good, the Bad & the Queen

Одним из многочисленных сторонних проектов Албарна стала группа The Good, the Bad & the Queen. Помимо самого Деймона в ее состав вошли Пол Симонон из The Clash, Саймон Тонг из The Verve и великий нигерийский барабанщик Тони Аллен, наиболее известный как музыкальный директор и ударник Фелы Кути. Британская арт-рок супергруппа выпустила два альбома: первый спродюсировал Danger Mouse, а второй — Тони Висконти.

Rocket Juice and the Moon

Еще одной заметной авантюрой Албарна стал совместный проект с Flea (басист Red Hot Chili Peppers) и все тем же Тони Алленом, который зародился после встречи музыкантов в самолете. Пообщавшись и обнаружив, что их многое объединяет, артисты договорились собраться для записи альбома. Время у всех троих нашлось только в 2010 году. Одноименная пластинка исследует R&B, африканские ритмы, электронику и многое другое с помощью приглашенных артистов вроде Эрики Баду, Thundercat, диджея Тео Пэрриша, африканского рэпера M.anifest и малийской певицы и актрисы Фатуматы Диавары.

Africa Express

Помимо многочисленных музыкальных начинаний Деймон также основал благотворительную организацию, которая способствует межкультурному сотрудничеству между музыкантами из стран Африки, Ближнего Востока и Запада. Деятельность Africa Express направлена на то, чтобы помочь африканским музыкантам преодолеть стигмы и предрассудки, связанные с термином «этническая музыка». В то же время другая цель организации — составить в глазах людей положительное впечатление об Африке взамен распространенным в СМИ изображениям войн, голода и болезней. На организованных Africa Express мероприятиях успела выступить целая плеяда знаменитостей — от Пола Маккартни и участников Led Zeppelin до De La Soul и Брайана Ино.

Сольное творчество

Албарн выпустил всего один сольный альбом, хотя успел собственноручно спродюсировать десятки релизов в составе разных групп и проектов. 12 ноября, спустя 7 лет с выхода дебютного лонгплея Everyday Robots, артист представит новую пластинку The Nearer the Fountain, More Pure the Stream Flows. Второй сольный альбом вдохновлен поездкой Деймона в Исландию (недавно он купил там дом), и представит оркестровые аранжировки и медитативную музыку. Однако без фирменных штрихов и меланхоличных вокальных мелодий пластинка явно не останется. По словам Албарна, он закончил работу над лонгплеем в феврале этого года и с тех пор занимается «карнавальной» музыкой для Gorillaz.

Что посмотреть?

Живые исполнения синглов из нового альбома.

Дебютный клип Gorillaz, в котором Албарн и Хьюлетт впервые представили виртуальный состав группы.

Деймон Албарн исполняет одну из самых популярных песен Blur с оркестром сирийских музыкантов в рамках Africa Express.

Албарн, живой состав Gorillaz и участники De La Soul исполняют «Feel Good Inc.» перед многотысячной аудиторией.

Gorillaz выступают на улице после реюниона в 2018-м.

Молодой Албарн и Blur на британском телевидении в 1994-м.

Посвящение частому коллаборатору Тони Аллену, ушедшему из жизни в апреле прошло года.