Мнение
by Даня  /  8 месяцев назад

Что происходило в русском рэпе в 2020

Главные события прошлого года, произошедшие в русскоязычном рэпе

Наверное, главный сквозной мотив этого года в русском рэпе — разговоры о его упадке. Хоронить рэп — традиция настолько давняя, что даже Nas, классик хип-хопа и автор альбома Hip Hop Is Dead, не помнит, когда она началась. Рэп хоронят чуть ли не каждый год, отличался ли 2020-й в этом плане? И да и нет. Давайте же разберемся детально, что именно происходило в русском рэпе в уходящем году.

Торжество фастфуд-рэпа в лице Моргенштерна

Моргенштерн | Фото: morgen_shtern / Instagram

Нравится вам это или нет, но Моргенштерн — главный артист 2020-го. Считать его рэпером или нет — оставляем на ваше усмотрение, но формально он вполне к рэпу относится, тем более, что начал год с масштабного клипа с легендой сцены Витей АК. Моргенштерн построил свою популярность на коммерциализации жанра, став живым символом абсурдности избытка лёгких денег и поверхностных слушателей на российской рэп-сцене. Кто-то относится к Моргенштерну с отвращением, видя в нем очередного «антихриста», убивающего настоящий рэп, а кто-то по-доброму угорает с его перформансов, рассматривая очередные рекорды прослушиваний в качестве эдакой панковской сатиры на современную музыкальную индустрию. Ну, а большинство, судя по этим самым рекордам, просто слушают хиты Моргенштерна (и его талантливого компаньона Славы Мэрлоу), особо не думая о том, что всё это значит.

Автотюн и бэби-войс по-прежнему актуальны


Если Моргенштерн монструозно распространился далеко за пределы слушателей рэпа, то у большинства новых рэперов это сделать получается всё реже. Русский рэп возвращается в своё «допереворотное» состояние, когда он был интересен лишь в рамках субкультуры. Новые герои с автотюном, бэби-войсом и абсурдистскими панчами — слушает ли их кто-то, кроме корневой рэп-аудитории? Молодой Платон, Платина и Og Buda двигают если не сам жанр, то его русскоязычную адаптацию вперёд, звучат мощно и свежо. Но может ли их рэп заинтересовать кого-то, кроме слушателей рэпа? 2020-й с ещё большей наглядностью показал — чтобы быть популярным в музыке, важна не только (и не столько) сама музыка, но и личность. Что из себя как личности представляют стильные, но безликие трэп-артисты нового поколения, из их треков понять сложно, ведь они читают об одном и том же.

Хорошие альбомы от старичков

Рыночные Отношения: 2020. Обложка альбома


На фоне однотипной движухи «фрешменов» старые рэперы в 2020-м стали реальным глотком свежего воздуха. Великолепный сольник выпустил Джамал из Триагрутрики, удивив симбиозом трогающих текстов о своей зависимости с современным звучанием. Kunteynir сделали долгожданный альбом в старом лоу-фай стиле, ставший самым прослушиваемым в их дискографии (миллион стримов в официальном плейлисте ВК). Наконец, Рыночные Отношения освободились из тюрьмы и выпустили номерной альбом 2020 с Бразильцем и Остом, уверенно соперничавший по прослушиваниям аж с самой Монеточкой. Все эти ребята показали, что, во-первых, настоящий рэп жив вне зависимости от моды, а во-вторых, он востребован.

Подъём нового олдскула

MiyaGi & Эндшпиль: Yamakasi. Обложка альбома


Одна из самых вдохновляющих историй 2020-го — номинация на «Грэмми» неизвестного битмейкера Imanbek из Казахстана, написавшего вирусный ремикс на трек Saint Jhn. Однако речь не о нём, а о другом ремиксе Иманбека – на трек Гио Пики «Фонтанчик с дельфином». Переработанная версия популярного на ютубе трека про российскую тюрьму стала очень популярной в Турции и собрала впечатляющее количество прослушиваний. Однако Гио Пику слушают и без ремиксов — его треки с необычным флоу и мощной лирикой, в которых нет и намёка на новый звук, собирают миллионы просмотров на ютубе. Частый коллаборатор Гио Пики, Трутень из Барнаула, тоже увеличивает свою аудиторию. Он пишет шансон-рэп о своём тюремном опыте, и, судя по интересу слушателей, такая музыка в 2021-м точно не затеряется. Об этом же говорят цифры последнего альбома Мияги и Энди Панды — биты их сверхпопулярного Yamakasi выдержаны в старом стиле, а в текстах сделан упор на сознательный хип-хоп. Консервативная аудитория, которая хочет слушать рэп про район и смысл жизни, а не про тусовки и клубы, оказалась просто гигантсткой. И судя по тому, что жизнь в России и в мире в уходящем году сильно осложнилась, суровый рэп о преодолении обстоятельств будет лишь востребованнее.

Уход Тимати с Black Star — конец эпохи рэп-лейблов?

Тимати, Пашу и музыкальный директор Black Star Вальтер Леруссе


Независимым лейблам всё сложнее конкурировать с мейджорами за артистов, это факт. Всё больше крупных музыкантов подписывают контракты с крупными лейблами, всё меньше предпочитают работать с небольшими командами на собственные средства. Мы можем только догадываться, связан ли уход Тимати с Black Star с этой ситуацией, но о проблемах компании в связи с клипом «Москва» и пандемией говорил и сам Пашу, глава лейбла. Тимати же после ухода продал свой каталог лейблу The Orchard, дочерней компании Sony Music. С этим же лейблом сотрудничает Oxxxymiron, в 2019-м оставивший Booking Machine. Единственными заметными объединениями на русском рэп-рынке остаются Gazgolder Басты и новый, но уже набравший обороты лейбл Скриптонита Musica36. Учитывая, что эти лейблы сотрудничают друг с другом, вряд ли можно говорить о конкуренции, которая была во времена господства Black Star, Газа и Respect Production, а также развития независимых музыкальных компаний вроде BM.

Выдающийся материал появляется вопреки трендам


Ярчайшими рэп-событиями 2020-го стали альбомы Хаски и ЛСП. Первый показал виртуозную работу с текстом и удивил новым звучанием, второй спровоцировал комьюнити провокационным релизом Свиное рыло и порадовал фанатов сложносочиненным, проработанным финалом трилогии «городских» альбомов ЛСП. И Хошхоног, и два альбома Олега звучат необычно для рэпа 2020-го — популяризатор автотюна ЛСП ушел от такого звучания, хотя в 2020-м автотюном пользуется каждый первый. Зато на двух альбомах ЛСП можно встретить самые неожиданные вещи, от шансона до джаза. Хаски ушел в авангардное, чуть ли не лоу-файное звучание, как всегда сосредоточившись на текстах, но при этом сделал, наверное, самый приятный автотюновый трек года — «Никогда-нибудь».

Подводя итог

Итак, можно ли говорить об упадке русского рэпа, глядя в хитрые глаза Моргенштерна? Слушая релизы клонов РНБ клуба? Или же удивляясь глубине текстов на альбоме Хаски и угадывая поворот к олдскульному звуку в андеграунде? Каждый решает для себя, а мне кажется, всё зависит от того, насколько вы погружены в тему. Да, что-то в 2020-м точно умерло, например, вера многих людей в жанр. Но были ли эти люди по-настоящему с хип-хопом? Или они были просто «пассажирами», способными воспринять лишь то, что на поверхности? Кажется, помимо того, что умерло в рэпе, многое в рэпе родилось в уходящем году. И будем верить, что всё это даст много эмоций и впечатлений настоящим поклонникам жанра в 2021-м.

Альбом года. Хаски: Хошхоног

Трек года. kizaru ー Block Baby

Клип года. Кассета «Пленку перемотай»

Новичок года. zavet

Ветеран года. Гио Пика

0 комментариев