Рецензии
by Алексей Алеев  /  29 дней назад

ROOMINATION

SODA LUV

Вектор движения новой школы в масштабном альбоме-манифесте

6  рейтинг Karmapolitan

Регулярно попадающий в скандалы артист фиксирует вектор движения новой школы масштабным альбомом-манифестом.

Родившийся в Коми и выросший в Волгограде Владислав Терентюк настолько тесно аффилирован с Melon Music, что его часто принимают за участника объединения. Формально он не делит жилплощадь «трэп-хаты» с OG Buda, MAYOT и другими, но точно разделяет их творческий подход. Как и тюменцы из Melon, SODA LUV взял на вооружение подход, популяризованный объединением (построчную запись куплетов по мере их написания вместо продумывания текста целиком), но во многом опередил коллег. Панчи SODA LUV зачастую острее, а их концентрация (каждая строчка — это панч, а иногда два и более) просто зашкаливает.

За примерами далеко ходить не надо. «Лирика в Соде, я снял эту суку, как Коул Беннетт», — читает рэпер в первом же треке нового альбома ROOMINATON треке «COLE BENNETT». В одной строчке он ссылается на канал Lyrical Lemonade режиссера Коула Беннетта и седативный медикамент для лечения эпилепсии. Ну и слово «снял», понятное дело, подразумевается двояко.

SODA LUV в индустрии около пяти лет, но 2021-й стал годом, когда о нем узнали все. 

Из-за обилия скандальных историй, в которые артист попадал на протяжении последнего года, казалось, что музыка отошла для него на второй план. Однако ROOMINATON призван напомнить, что Владислав Терентюк — в первую очередь рэпер, а уже потом возмутитель спокойствия.

Отвоевывать позиции SODA LUV начал на шоу Басты «MC Taxi», в которое пришел осенью. В выпуске он зачитал новый (на тот момент безымянный) трек, записанный с Казяном из ОУ74. На бум-бэповом бите артист многословно выплетал метафоричные строки, убедительно переносясь во времена, когда Челябинск был важнейшей точкой на карте отечественного хип-хопа, а рэп был мрачным и грузным. Впечатленному Басте он сообщил: «Многие думают, что SODA LUV — это просто хер с горы, который появился вчера и завирусился за счет тиктока. Но они просто меня не знают, и я думаю, что на новом альбоме раскроюсь немножко с другой стороны».

Этих самых сторон у SODA LUV много, но помимо повышенной концентрации панчей сложно выделить что-то одно.

От трека к треку рэпер меняет голос, флоу и почерк. В одной песне он может предстать образцовым участником Melon Music, чей голос утопает в автотюне, а панчи — в стрекоте трэп-битов. В другой — возвращать 2007-й витиеватым «падик-рэпом». Он плюется словами, хрипит и сипит как Playboi Carti, а затем включает опереточные интонации в духе Young Thug и переходит на писклявый флоу чуть ли не в стиле 645AR. Вместе с подачей меняются и эдлибы: у SODA LUV одновременно и много лиц, и ни одного. Но нельзя сказать, что это когда-либо было проблемой. Рэпер везде звучал по-разному, но уместно выпускал бэнгеры и выдержанные в одном духе проекты вроде мини-альбома КОТЬ! КОТЬ!. Релиз был записан в стиле детройт-рэпа, а градус пошлости и концентрация панчлайнов превысили в нем все возможные показатели. Однако именно на ROOMINATON становится понятно, к чему вели все эти перевоплощения.

Третий лонгплей SODA LUV — скоростная пробежка по всем личинам и умениям рэпера, а заодно и манифест направления, в котором движется отечественная новая школа. ROOMINATON вполне может сойти за определяющий релиз всей продвигаемой лейблом cplus музыки. Клауд-рэп, трэп, гиперпоп и бум-бэп — непродолжительные треки (значительная часть умещается в полторы минуты) сменяют друг друга, не задерживаясь дольше положенного. Список гостей удивляет: помимо уже упомянутого Казяна из ОУ74 и постоянных соратников MAYOT и SEEMEE на альбоме появились MORGENSHTERN и Элджей, Yanix, THRILL PILL и ЛСП. А вслед за треком с Егором Кридом идет фит с Хаски. 

Кажется, что такая солянка просто не может сработать, однако SODA LUV удается обернуть ROOMINATON в цельное высказывание.

Цельность достигается за счет вязкого психоделического продакшена. В звучании ROOMINATON мало что напоминает о «тайп-битах»: инструменталы проработаны и подогнаны под общий контекст, в каждом из них множество деталей, что-то постоянно меняется. Над большинством битов работало по несколько продюсеров, и это не могло не отразиться на финальном продукте. Минорная «АКВАДИСКОТЕКА» с Егором Кридом оборачивается режущим слух гиперпопом, а совместный с Элджеем трэп «АНТИФРИЗ» завершается джазовыми фортепианными арпеджио. Впрочем, «чемпионом» альбома хочется назвать калининградского продюсера Redmoon Side. Для ROOMINATON он сделал пять битов и задал тон всей пластинке. Redmoon Side открывает альбом и удерживает интерес слушателя переливающимся звуком.

SODA LUV оперирует разными голосами и флоу, а также имеет практически бесконечный арсенал панчей, но идей для треков у него всего две — наркотики и секс. Уже после первой трети альбома, слушая сотый панчлайн про «Голова мами ходит, как маятник» или «Курю небоскреб, как будто Эмираты», хочется взвыть. Рэпер это будто бы чувствует и быстро меняет экстерьер своих словесных игр. Биты перескакивают с одного на другой, не давая заскучать. Недостаток мыслей SODA LUV компенсирует изобретательным вокальным продакшеном. В совместной с THRILL PILL «ЗАЖИГАЛКА» на манипуляциях с голосом выстроен весь припев, а куплет в «ПЛАЦКАРТ» с накладывающимися строчками дезориентирует и сбивает с толку. 

Активные дискуссии вызвал устроенный Терентюком акт самоцензуры. На ROOMINATON SODA LUV «запикал» и вырезал многие панчлайны, которые могли бы, по его мнению, создать правовые проблемы для него или приглашенных артистов. Сыграли свою роль и штрафы выставленные в этом году MORGENSHTERN и OG Buda. Как ни странно, такой ход пошел альбому на пользу: забавные сэмплы-заглушки внесли разнообразие в монотонный сексуально-наркотический контекст. Но и оставшихся панчей хватает с избытком — на каждое «запиканное» слово приходится по двадцать строк вроде «Подпалены пяточки, как у йога». Цензура помогла и куплетам некоторых приглашенных артистов. Сразу после релиза MORGENSHTERN публично возмутился, что его выход в «PONPON» был радикально препарирован. Но когда на стриминговых сервисах появилась «грязная» версия композиции, она растеряла все свое обаяние.

Разноплановый и лишенный какой-либо логики список гостей на ROOMINATON выглядит так, будто рэпер устроил массовую рассылку по всей адресной книге в надежде собрать куплеты тех, кто откликнется.

На фоне изменчивого SODA LUV все приглашенные артисты органично вписываются в проект, превращая альбом в срез хип-хопа 2021 года (даже несмотря на то, что многие явно работали не слишком усердно и сдали откровенно проходные куплеты). Элджей, THRILL PILL и ЛСП сотрясают воздух на автопилоте, не привнося в ROOMINATON ничего существенного, а Yanix и Егор Крид, напротив, выдают на удивление запоминающиеся строчки. Отдельного упоминания стоит куплет Хаски в треке «ПЛАЦКАРТ»: рэпер заставляет гадать, к кому обращены многочисленные уколы, которые он рассыпает в своих строчках. «Твоя туса на вид как HR-отдел», «Вы на сцене как клерки в своем мерче» — это панчлайны в адрес Melon Music или «Антихайпа»? Может быть, они обращены к Oxxxymiron? 

При всех очевидных недостатках и оговорках ROOMINATON удается произвести впечатление. С повторными прослушиваниями энтузиазм по поводу альбома начинает выветриваться, а бесконечное нагромождение ударных строчек утомляет. Но запала SODA LUV и проделанной со звуком работы все же хватает, чтобы удержать внимание до конца треклиста. При этом ни одна композиция из ROOMINATON не звучала бы вне пластинки. Собранные в одном месте, выстроенные в определенном порядке и помещенные в общий контекст песни слушаются интереснее практически всего, что Melon Music записали за время своего существования. Один лишь факт, что «рэпер из тиктока» мыслит альбомным форматом и хорошо понимает, чего им можно добиться, уже достаточно удивляет.

6
Рейтинг Karmapolitan