Рецензии
by Алексей Алеев  /  4 месяца назад

DAWN FM

The Weeknd

Эйбел Тесфайе глубже погружается в синтвейв и укрепляет позиции

7  рейтинг Karmapolitan

Эйбел Тесфайе при поддержке Oneohtrix Point Never все глубже погружается в синтвейв и усиливает свои позиции.

Ни один год из последних десяти не был для канадского артиста проходным, но 2021-й стал по-настоящему знаковым. Казалось, после мировых хитов «I Can’t Feel My Face» и «Starboy», номинации на «Оскар», камео в фильме братьев Сэфди и альбома 2020 года After Hours (синглы из которого стали самыми популярными песнями в его каталоге) Эйбел Тесфайе настолько укоренился в статусе большой поп-звезды, что наконец-то может позволить себе выходной.

the weeknd юбилей

Но 2021-й все равно прошел под знаком The Weeknd. Десять лет, миновавшие со старта его карьеры и выхода трилогии микстейпов, Тесфайе отметил громким выступлением в перерыве Супербоула.

Таким образом исполнитель красноречиво подвел черту под десятилетием, проведенным в свете прожекторов. Некогда артист-аноним, про которого гадали, девочка это поет или мальчик, проделал впечатляющий путь, став Майклом Джексоном для зумеров и исполнив попурри из хитов перед самой большой аудиторией из возможных. В честь знакового шоу на Супербоуле мэр родного для Тесфайе Торонто учредил «День The Weeknd», который отныне отмечается 7 февраля. Ну теперь-то точно можно взять перерыв? Как бы не так.

Спустя год с лишним после выхода After Hours еще не выдохся и считается свежей пластинкой. Сингл «Save Your Tears» сначала рвал чарты сам, а затем обзавелся куплетом Арианы Гранде и начал делать это с удвоенной силой. Решение «Грэмми» оставить The Weeknd без номинаций вызвало недоумение абсолютно у всех, кто хоть сколько-нибудь следит за поп-музыкой, и вбило еще один гвоздь в крышку гроба теряющей актуальность премии. Общественность однозначно на стороне Тесфайе, а музыкант лишь снисходительно посмеивается над престарелыми воротилами индустрии. Ему не нужны премии — все и так знают, кто тут главный.

Остаток триумфального 2021 года Тесфайе провел, запрыгивая на фиты к Канье Уэсту, Swedish House Mafia, Rosalía и FKA Twigs. «[Эйбел Тесфайе] переосмыслил саму идею простоя предприимчивой мегазвезды, — обосновывал свое решение наградить The Weeknd званием "Глобального артиста года" сервис Apple Music. — Он записывал и выпускал синглы с важными исполнителями в самых разных жанрах — от хип-хопа до поп-музыки, танцевальной и латиноамериканской музыки, став олицетворением широты современной поп-сцены, а его присутствие ощущалось, кажется, ничуть не меньше, чем если бы он выпустил альбом». Так как насчет отдыха, Эйбел?

Об отпуске не может быть и речи. В первый же день нового года Тесфайе написал в Twitter, что исцеляющие свойства музыки гораздо важнее, чем очередной цикл продвижения альбома. «Давай просто дропнем эту штуку целиком и насладимся ей вместе со всеми», — написал он в диалоге с менеджером. Сказано — сделано. Уже через неделю Dawn FM прибыл на стриминговые сервисы и тут же переключил все внимание на себя.

Параллели между грандиозным успехом синтипоп-сингла «Blinding Lights» и пятой пластинкой The Weeknd заметны невооруженным глазом.

На Dawn FM из звучания артиста практически исчезли R&B и трэп — их место заняли синтипоп и синтвейв. Исполнительным продюсером лонгплея был назначен изобретатель вейпорвейва Даниел Лопатин, известный как Oneohtrix Point Never (еще один пример феноменальной карьеры — от заковыристых экспериментов с прогрессивной электроникой и дроуном до продюсирования главной поп-звезды на планете). Вместе с ним в музыку The Weeknd проникли монументальные синтезаторы в духе берлинской школы, но за сотрудничеством музыкантов стоит нечто большее. Вместе с электронщиком Эйбел полуторами годами ранее обкатал концепцию Dawn FM, выступив исполнительным продюсером последней пластинки Лопатина Magic Oneohtrix Point Never. У альбомов схожая идея — оба звучат как нарезка эфира несуществующей радиостанции с джинглами и рекламными роликами. Даже дизайн сингла «Take My Breath» и альтернативное оформление Dawn FM создал художник Роберт Битти, ответственный за визуальное сопровождение релиза OPN. Но там, где Лопатин перевоплощался в разных артистов, играл с глитчем, звуковыми коллажами и софт-роком, The Weeknd работает в поп-плоскости, обращаясь к синтипопу, японскому сити-попу и синт-фанку.

Впрочем, без перевоплощений не обходится и у Тесфайе.

В первом же полноценном треке Dawn FM, «Gasoline», вслед за интро, радиодиджея в котором изображает Джим Керри, The Weeknd поет неузнаваемым низким голосом с оттенками британского акцента, проводя разделительную линию между предыдущим и новым лонгплеями. Это — другое, как бы говорит артист, хотя формально запись продолжает идеи предыдущей работы (об этом Тесфайе намекнул в Twitter, поинтересовавшись у слушателей, каково им находиться в середине очередной трилогии). Поп-хуки при этом в полном порядке и в этой композиции, и в следующей за ней «How Do I Make You Love Me?». Вообще, у Dawn FM, пожалуй, самый мощный старт из всех пластинок Тесфайе. Первые пять треков и то, как они соотносятся и перетекают друг в друга, делает начало альбома чуть ли не лучшим моментом среди всех его записей. Ню-диско «Take My Breath» и грувовый фанк «Sacrifice» — это самый танцевальный The Weeknd за все время, и ему это необыкновенно идет. Эйбел звучит свежо, легко и заразительно.

Полутораминутная интерлюдия от великого продюсера и рекордсмена по количеству «Грэмми» Куинси Джонса, в которой он трогательно объясняет свои непростые отношения с противоположным полом, выполняет сразу несколько функций. Эйбел Тесфайе все ближе подбирается к Майклу Джексону, привлекая к сотрудничеству его наставника, отсылает к Daft Punk (с их спокен-вордом от Джорджио Мородера в «Giorgio by Moroder» из Random Access Memories) и открывает следующую главу альбома.

После первой трети Dawn FM ощутимо сбавляет темп и в плане танцевального грува, и в плане качества треков в целом.

«Out of Time» — фактически кавер-версия «Midnight Pretenders» японской исполнительницы Томоко Аран (одна из важнейших композиций жанра сити-поп, возрождение которого происходит в последние годы). В построенной на торжественных аккордах клавишных «Here We Go… Again» можно услышать гостевой куплет Tyler, The Creator, однако ничего существенного рэпер в нее не привносит — песня вполне пережила бы его отсутствие. Еще один специальный гость Dawn FM — Lil Wayne, голос которого звучит в синт-фанке «I Heared You’re Married» и без которого тоже можно было обойтись. Удивительно: значимые рэп-артисты сдают в потенциально самую большую поп-запись года совершенно необязательные и откровенно ленивые куплеты. К сожалению, это симптоматично — после мощных 20 минут оставшиеся полчаса альбома звучат как дополнение.

На оставшиеся две трети Dawn FM также приходятся интерлюдии-джинглы, развивающие концепцию радиошоу («Every Angel is Terryfying»), не слишком примечательные интерлюдии-композиции («Starry Eyes») и просто не очень запоминающиеся номера вроде «Don’t Break My Heart». Как и его предшественник, Dawn FM в значительной степени состоит из филлеров. На каждый хит приходится по два проходных трека, которые неплохо звучат фоном, но возвращаться к ним специально желания не возникает.

Чего на альбоме нет, так это фирменной бравады и сальностей от The Weeknd.

С 2013 года на каждой пластинке Тесфайе находилось место для трека, выстроенного на перечислении достижений и заслуг артиста. В Beauty Behind the Madness это была спродюсированная Канье Уэстом «Tell Your Friends», в Starboy — «Reminder», в After Hours — «Snowchild». Такие композиции — конек The Weeknd и традиционно едва ли не самые занятные моменты его лонгплеев, связывающие поп-артиста с миром хип-хопа. В них он нараспев рифмует абсурдные и запоминающиеся панчи (у многих в памяти отложилась строчка «Futuristic sex, gave her Philip K dick» из «Snowchild»). Dawn FM, к сожалению, ломает привычный ход вещей.

Другой фирменный ход певца — эротика на грани порнографии, которую он то и дело добавлял в тексты песен. Помимо сердечных страданий и чрезвычайно драматичной, возведенной практически на уровень религиозных переживаний романтики, в творчестве Тесфайе обнаруживались довольно яркие cвидетельства богатой половой жизни артиста. «I’ve been runnin’ through the pussy, need a dog pound / Hundred models gettin’ faded in the compound» («Я гонялся за киской, мне нужен собачий загон / Сотня моделей упарываются толпой», — пел он в «Heartless» на предыдущем альбоме. Dawn FM по сравнению с этим — целомудренный, как печально известный альбом Chance the Rapper 2019 года. Самый жесткий момент — припев «Best Friends», в котором The Weeknd поет: «You don’t wanna have sex as friends no more» («Ты больше не хочешь заниматься дружеским сексом»).

Впрочем, на смену старым традициям приходят новые. В финале Dawn FM обнаруживается прямой сиквел композиции «Save Your Tears» — «Less Than Zero». Та же беззаботная, солнечная мелодия в духе чуть ли не Джона Денвера, легкие аккорды акустической гитары на фоне, простой, но безотказно срабатывающий синтезаторный хук. С одной стороны, Тесфайе бесстыже входит в одну реку дважды, с другой, это работает: «Less Than Zero» наверняка ждет успех, сопоставимый с ее предшественницей.

В целом, это относится и ко всему Dawn FM. Все прошедшее десятилетие Эйбел Тесфайе занимался тем, что мастерски усиливал свои позиции, проходя путь от таинственного артиста до поп-звезды планетарного масштаба. При всех оговорках Dawn FM тщательно подготавливает почву для новой декады, которая пройдет под знаком The Weeknd. Он с нами надолго.

7
Рейтинг Karmapolitan