Мнение
by Андрей Филиппов  /  8 месяцев назад

Что произошло с роком и металом в 2020-м?

Главные события прошлого года, произошедшие в тяжёлой музыке

Новые старые жанры, концерты с фантазией, возвращение легенд и раскопки хорошо забытого старого – чем же запомнится ушедший год в тяжёлой музыке?

Возвращение ню-метала (ну... типа)

Ocean Grove. Фото: Sam Wong

Формально ню-метал-группы конца девяностых-начала нулевых никуда не уходили. Большая часть из них продолжает выпускать альбомы и по сей день. Но в 90% случаев они уже звучат далеко не так, как это было на заре становления жанра. Кто-то радикально сменил звучание, как например Linkin Park и Skindred. Кто-то начал больше использовать прогрессивные элементы, грув и металкор: Sevendust, Drowning Pool и Soulfly. Особняком стоят, пожалуй, только Korn, Slipknot и Static-X, которые хоть и экспериментируют иногда, но в целом звучат максимально близко к своим корням.

В 20-м же "молодняк" нашёл эстафетную палочку, оставленную где-то в 2005-м. Группы в духе Tallah, Cane Hill, Ocean Grove и Emmure крайне активно стали демонстрировать серьёзный ню-метал-вайб. И хоть этот тренд стартовал ещё пару лет назад, в полную силу он начал звучать именно в прошедшем году. Формула проста: басовые партии, как у Филди из Korn, гитары, как у Вэса Борланда из Limp Bizkit, эмоциональные и мелодичные вокальные рисунки под густым слоем атмосферной электроники – и приправлено это всё современным звуком. Как показывают цифры, такой подход довольно хорошо заходит миллениалам, но дети 90-х им довольны уже не всегда.

Новый материал System of a Down

System of a Down. Фото: Clemente Ruiz

15 лет – именно столько фанаты американо-армянского альт-метал-коллектива ждали новых треков группы. Ожидание оборвалось внезапно: в один ноябрьский день двухтрековый сингл оказался доступен всем. Повод не самый радужный – конфликт между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе вспыхнул с новой силой. SOAD не могли остаться в стороне, ведь они никогда не боялись показывать свою политизированность. Все средства, собранные с продажи сингла, были направлены в помощь пострадавшим.

Политика политикой, но сам факт выпуска двух новых треков крайне любимой мною группы попросту перехватил у меня дыхание: я даже не сразу поверил в реальность происходящего. Треки оказались ровно такими, какими их можно было представить. Первый – спокойная баллада с призывом защищать свою страну. Второй – боевичок с бласт-битами о нападении террористов. И хоть сами участники ставят под вопрос выход нового альбома, эти восемь минут новой музыки от System of a Down заставляют верить в лучшее.

Год стримов, коллабов и онлайн-концертов

Востребованность контента от музыкантов в прошлом году была выше обычного. Но что делать, если студии недоступны, а концерты – невозможны? Большая часть музыкантов пошла по простому пути: они просто стримили лампово-локальные посиделочки, сидя дома, где играли акустические версии своих треков, придумывали что-то новое в прямом эфире и исполняли песни по заказу зрителей в караоке.

Другие же заморачивались посильнее и устраивали полноценные платные стриминг-концерты и туры: с билетами, мерчем и расписанием дат для разных городов. Отзывы зрителей, конечно, не были восторженными: всем хотелось по привычке оказаться на метал-концерте и почувствовать толпу потных и довольных людей вокруг себя, а не сидеть дома в одиночестве.

Но самым крутым способом развлечь публику в 2020 я считаю коллабы. "Влажные мечты" многих фанатов были реализованы: гитарист из одной любимой группы, барабанщик из другой, вокалист из третьей играют кавер-версию классического хита твоей самой любимой олдовой команды. Ну не мечта ли?

Трэп-метал и поп-панк от хип-хоп-артистов.

Активисты взаимодействия хип-хопа с металом последние 35 лет создавали свои музыкальные коктейли, добавляя тот или иной элемент в разных пропорциях. Но где-то с середины двухтысячных и до 17-18 года количество приверженцев такого подхода было настолько мало, что казалось, будто жанр и вовсе сгорел. Но в 2019-м феникс возродился из пепла, и уже в 20-м он набрал полную силу! Два полноформатника от Scarlxrd, долгожданный альбом Ghostemane и гора других релизов от менее именитых представителей дали миру понять, насколько актуально и живо может звучать смесь хип-хопа и метала в наши дни.

В противовес трэп-металу, Machine Gun Kelly удивил всех полноценным поп-панк-альбомом. При этом получилось у него крайне толково: альбом действительно звучит, как привет с границы тысячелетий, сыгранный на современный лад. Понять, что корни MGK лежат именно в хип-хопе по Tickets To My Downfall абсолютно невозможно, и это замечательно.

Раскопки архивов

В условиях локдауна-2020 многие музыканты оказались в неприятном положении. У первой половины уже были записаны альбомы (либо была возможность их записать), и выпускать их без тура в поддержку было хоть и малоприбыльно, но реально. А вторая половина попросту не имела доступа к студиям и была вынуждена импровизировать.

Отличным вариантом оказались археологические раскопки: выпуск бисайдов и неизданного материала. Из ярких примеров – альбом Medium Rarities от Mastodon и переиздание в честь 20-летнего юбилея легендарного Hybrid Theory от Linkin Park.

Но больше всего отличились Static-X, выпустив Project Regeneration Vol.1, – альбом, собранный на основе неиспользованных ранее вокальных партий ныне покойного фронтмэна группы Уэйна Статика. И хоть альбом и был анонсирован в 2018 году, выход его в коронавирусном 20-м оказался крайне символичен.

Как дела у дедушек?

2020 для любителей олдового звука и материала оказался плодовит: свои новые пластинки выпустили AC/DC, Deep Purple и старина Оззи Озборн. Год от года альбомы отцов-основателей рока и метала объективно становятся всё большим и большим событием. Связано это, конечно же, с возрастом музыкантов и их уходом в мир иной. И хоть сами альбомы не несут чего-то радикально нового в мир музыки, но каждый раз становятся большой радостью для фанатов.

Что же в итоге? Где-то в конце марта-начале апреля мне, автору этой заметки, казалось, что в связи с пандемией хорошей музыки в этом году нам не видать. И как же я рад был ошибаться! Ворох отличных альбомов, возвращение давно ожидаемых коллективов, нетривиальный подход к творчеству у музыкантов – именно благодаря этому лично я запомню 2020 как год, полный интереснейших музыкальных новинок и открытий.

Альбом года. Kvelertak: Splid

Трек года. Bring Me The Horizon feat. YUNGBLUD ー Obey

Клип года. Code Orange ー Swallowing the Rabbit Whole

Новичок года. Umbra Vitae

Ветеран года. Deftones

0 комментариев