Мнение
by Ruslan Kosmach  /  7 месяцев назад

Большой лайв от Musica36 теперь на YouTube: рассказываем, как это было

Бекстейдж с концерта «36 Jam» и разговор о живой музыке с артистами Musica36.

Время чтения: 10 мин

Артисты объединения делятся своим видением живого звука.

В первом лайв-альбоме лейбла, вышедшем на Apple Music под конец прошлого года, приняли участие все основные артисты Musica36: Скриптонит, Gruppa Skryptonite, M'Dee, Truwer, «Сестры», Райда и TAYÖKA, а также молодые артисты qurt и Didar. В визуальном лонгплее – 21 песня, среди которых 6 не издавались ранее: от Скриптонита, TAYÖKA, qurt и Didar. 1 апреля визуальный альбом также стал доступен полностью на YouTube.

Подготовка к лайвам началась за месяц до их записи по инициативе лидера лейбла. Тогда Musica36 обратилась к компании VideoLand с просьбой снять полноценный концерт. По словам технического директора проекта Антона Кондратьева, в день съемок на площадке работали около 50 человек из 4 разных команд. Площадку собрали с нуля, включая свет, звук, сцену, камеры и другое оборудование. Руководил процессом съемки режиссер Стас Романовский.

Авторы Karmapolitan провели несколько часов на площадке с артистами, посмотрели на закулисную сторону съемки, поговорили о живом звуке со Скриптонитом и M'Dee, а также обсудили альбом Truwer сразу после его выхода.

Скриптонит

В перерыве между саундчеком и началом записи глава лейбла Адиль Жалелов поговорил с Karmapolitan и рассказал о своем подходе к лайвам и живом звуке в Musica36.

Сегодня Gruppa Skryptonite аккомпанирует всем артистам во время записи выступлений. На сольных концертах не у всех на Musica36 такой обширный состав?
– У кого-то есть составы, кто-то еще не начал выступать, у них пока не собрались. У M'Dee один состав, у «Сестер» – другой. У «Сестер» Паша [Петренко] играет, который аранжировки с ними пишет, он сегодня на гитаре и синтах. Сегодня немного особенная история, кому-то больше мы подыгрываем, кому-то меньше.

Как ты смотришь на формирование состава музыкантов для живых концертов? Я заметил, что у нас большинство хип-хоп-артистов делают в лайве громкий роковый звук, тогда как на Западе мы слышим на таких концертах больше госпела, фанка и джаза.
– Это больше пережиток старого времени в том плане, что у нас как только рэперу нужно уходить в живой звук, то самым близким к рэпу живым звуком (популярным в России) становится рэпкор. Наши остановились на роке, и молодежь смотрит на своих местных типов, на то, как они это делают. Мне не очень эта штука нравится, что все сначала берут барабанщика, гитариста, чтобы был прямой открытый хэт, скучный рисунок. 

У вас слышно больше латины, фанка, R&B, электроники.
– Мне кажется, всем ребятам нужно находить какой-то свой интересный звук. Много кто из рэперов берет барабанщика в первую очередь – зачем? Окей, тебе нужен клавишник, зачем тебе везде в хип-хопе барабанщик? Пускай х****т [громко играет] просто 808-й бит, и все, вы будете играть так же круто, это будет по-другому двигать людей.

Если музыка не требует полного состава музыкантов, то и не стоит насильно туда это притягивать? 
– Да. Зачем выдумывать это ради того, чтобы выдумать? Если напрашивается что-то – да. Ты слушаешь и думаешь: «Блин, здесь бы круто это звучало». Но если такого не возникает, зачем это добавлять? У нас сегодня будут некоторые песни просто под гитару и SPD-SX, потому что там больше ничего не надо, хотя и народу столько на сцене сидит.

Как проходили репетиции? Расскажи о подготовке программы, как музыканты из Gruppa Skryptonite работают с артистами?
– Сначала ребята разбирают студийный материал сами, музыканты снимают все, потом сажусь я с ними, говорю, что и где лишнее, все собирается. Потом мы начинаем репетировать уже непосредственно с исполнителями. И это все чередуется: исполнители готовятся отдельно с музыкантами, потом все вместе прогоняем программу. Чтобы сначала основу прорепетировать, потом к ней добавить одно, другое, чтобы не было бардака сразу.

Что касается лайвов, ты обращаешь внимание на исполнительский уровень, чистоту попадания в ноты музыкантов или все-таки важнее здесь атмосфера и энергетика? 
– Это в равной степени все важно, потому что если группа будет просто как машина работать, без лишних эмоций, без нот невпопад, понимаешь, то это тоже может стать приторно. Должно быть, конечно, немножко энергетики, но просто х***о [плохо], когда ребята тупо на энергетике вывозят, понтуются, допустим, и музыки в этом нет. Можно это совмещать, это, без базара, трудно очень, потому что и выкладываться, и играть хорошо – это непросто, но можно.

Подготовка к съемкам проходила с самого утра. Одним из последних свой саундчек закончил M'Dee, недавно выпустивший на лейбле очень живо звучащий альбом. Мади Токтаров записал пластинку полностью в одиночку и наполнил San Junipero латиноамериканскими гитарными партиями и грувом, напоминающим Фаррелла и Timbaland.

Райда, M'Dee & Сёстры

После чека M'Dee поделился впечатлениями от своего самого волнительного лайва и рассказал о доверии к музыкантам на сцене.

Я знаю, что свой последний альбом ты писал в одиночку. Насколько трепетно ты относишься к тому, что музыканты пропускают твою музыку через себя на концертах?
– Когда как. Есть песни, к которым я вообще очень ревниво отношусь. Не хочу, чтобы туда что-то вносили. Есть песни, в которых я намеренно прошу музыкантов что-то придумать, что-то привнести, сделать свою версию. Мне больше нравится, конечно, второй вариант, потому что, мне кажется, концертные версии должны отличаться от студийных. 

Что для тебя самое важное в музыкантах, с которыми ты играешь?
– Главное – это то, как музыкант чувствует музыку. Мне не совсем важен стаж работы и насколько виртуозно он владеет инструментом. Главное, чтобы он отдавался этому делу и чтобы по вайбу со мной совпадал. Ну и второе – быть друзьями, приятелями. Человеческий фактор тоже важен. На сцене чувствуется, если есть напряженность. Или наоборот – ее отсутствие.

Какой для тебя самый впечатляющий лайв, который ты играл? 
– Когда я выступал на «Вечернем Урганте». Я никогда в жизни так сильно не волновался, потому что впервые был на российском телевидении. Для меня это было такое внутреннее потрясение. Мы как раз там играли с Gruppa Skryptonite. Было классно все сыграно.

А что касается концертов других артистов, кто тебя больше всего впечатлил из тех, кого довелось увидеть вживую?
– Мне очень понравился концерт Билли Айлиш в Москве. При том, что у нее был всего лишь барабанщик, ее брат на разных инструментах и она. Они сделали супершоу.

Последним на момент записи концерта (декабрь 2020-го  Прим. ред.) полноформатным релизом лейбла стал альбом «КАЗ.ПРАВДЫ» от Truwer, который сегодня исполнил несколько треков из нового альбома. Живую обработку получили новые композиции «JAGDAI» и «Майф», а также вышедший в прошлом году «Кiресiн».

Qurt & Truwer

Truwer рассказал о процессе создания альбома, о своей готовности выступать и сравнил исполнение музыки с выходом на татами.

У тебя только что вышел релиз, когда можно ждать презентацию? 
– Материал, я думаю, у меня готов. С альбома почти все треки я готов исполнить полноценно. Я очень много их читал, чекал, и вообще, столько гонял в голове, потом переслушивал, поэтому я настолько их запомнил, что готов делать лайв хоть завтра.

Как ты видишь свои живые выступления? Это 808-е и диджей или живой состав? 
– Нет, смотря как. Мне сейчас в кайф стало играть вживую, мы чекали два трека под живые инструменталы, и есть некоторые треки, которые будем вживую играть. А есть такие, которые чисто 808-е и подложки. Поэтому все зависит от трека.

Ты уже думал над презентацией альбома? Будешь ли звать всех гостей с альбома?
– Обязательно. Я думаю, что надо будет позвать. Не так много, кто на фитах, но есть несколько артистов весомых, которых стоит подключить. Посмотрим, как концерты пойдут, начнем репетировать. Пока еще не разгружал в плане концертов, но я знаю, что готов к выступлениям.

Насколько для тебя важна реакция после релиза? Смотришь, как принимают альбом люди?
– Слушай, я не сказать, что на определенную аудиторию нацеливаюсь, но есть люди, к которым я всегда прислушиваюсь касательно своего творчества. Они мои близкие друзья, они даже могут быть не музыкантами. Из тех, кому я показывал, никто не сказал, что что-то не так. Всем понравилось настолько, что я сам не ожидал, что они могут быть настолько в а**е (шоке) все от альбома. В целом всем зашло, и я не думаю, что не оправдал ожидания. Мне мало негативных отзывов прилетело. Я даже спросил, какие топ-3 трека людям понравились, и много было комментариев, что весь альбом полностью зашел, три песни не выделишь.

Насколько ты погружен в продакшен, когда дело доходит до музыки и битов?
– Всегда по-разному, в основном я просто отслушиваю пачку битов и выбираю, какие мне реально зашли. Неважно, какие там ударные или какие сэмплы. Для меня важно написать текст под бит в первую очередь, а потом уже подправлять бит и собирать уже готовый трек. Продакшен на этом альбоме у меня так получался. В основном я записывался под какие-то биты, а затем мы правили треки под капы. В основном все было так написано, только 2 или 3 трека мы оставили как было, не меняя изначальную версию бита.

Расскажи пару слов про сегодняшний концерт. Какие у тебя ожидания?
– Такой опыт будет впервые, по крайней мере у меня, но я думаю, что все будет круто. Ребята все готовились, все репетиции отлично проходили, поэтому покажем сегодня, на что мы способны.

Волнуешься? Мне кажется, ты не из тех, кто волнуется обычно.
– Да нет. Ну я понял, что это не волнение даже. Когда я в детстве занимался спортом, мы выходили на татами, и это то же самое, что выйти на сцену. Ты один на один с противником, только здесь ты один на один с микрофоном. Я отстраняюсь просто. Я знаю, что есть слушатель, и все, я не вижу, кто там и что конкретно.

Площадка наполнена дружеской и семейной атмосферой – артисты поют вместе песни в гримерке, смеются и фотографируются. Но наступает время выходить на сцену, и мы видим, как на нее поднимаются настроенные на выступление профессионалы своего дела. Здесь каждый знает, чего стоит, и вместе артисты Musica36 показывают очень разноплановый срез современной музыки в СНГ.

Многие из них уже продемонстрировали себя в студии – у многих из них уже вышли полноценные релизы на лейбле, не считая большого количества синглов и клипов. Это и арт-поп от «Сестер», и сборник бэнгеров от Truwer, и чувственный R&B от M'Dee, и латинский вайб от Райды в двух частях. И пока все это разнообразие музыки правильно презентовать так до конца и не позволяет пандемия, артисты знакомят нас со своим живым звуком в видеоформате.

Концерт «36 Jam» доступен на Apple Music

0 комментариев