Мнение
by Камаль Немыченков  /  10 месяцев назад

Электронная музыка: пособие для начинающих

Десять альбомов для знакомства с электронной музыкой

Время чтения: 8 мин

Десять альбомов для знакомства с электронной музыкой

За последние несколько лет у людей создалось странное представление об электронной музыке. Либо это исключительно танцевальная музыка и EDM, либо это что-то «странное и непонятное». Одним словом – музыка не для всех. Конечно же, это не так. Артисты электронной музыки регулярно работают вместе как с хип-хоп-артистами, так и музыкантами тяжелой музыки.

Чтобы развенчать несправедливый миф, в этом гайде представлены десять проектов, которые сумели полюбиться миллионам слушателей из разных миров.

Kraftwerk: Trans-Europe Express

Группа, про которую не стыдно спросить у родителей, и главные роботы XX века – Kraftwerk. Четверо немецких ребят, отказавшихся играть рок-музыку, моментально завоевали внимание широкой аудитории. Как минимум потому, что к концу 1970-х никто и подумать не мог, что синтезатор может полностью заменить живые инструменты.

Трудно коротко описать, чем же Trans-Europe Express так зацепил слушателей, но одно можно сказать наверняка – отклик был колоссальный. Альбом неожиданно для самих Kraftwerk привлек к себе внимание музыкантов и превратил группу в одного из главных инфлюенсеров планеты, запустивших переворот в электронной музыке.

В прошлом году сооснователь Kraftwerk Флориан Шнайдер скончался в возрасте 73 лет, оставив после себя огромное наследие наряду с остальными участниками группы.

Еще один любопытный факт: Kraftwerk оказали влияние на ранний хип-хоп. Afrika Bambaataa засэмплировал одноименный трек «Trans-Europe Express» в ставшей уже легендарной для хип-хопа «Planet Rock».

Tangerine Dream: Phaedra

В 1964 году на свет появились Tangerine Dream. Группа, выпустившая свыше 100 (!) альбомов за свое существование, по сей день остается чем-то неизведанным. И далеко не из-за столь обширной дискографии.

В то время как Kraftwerk вовсю исследовали мир технологий будущего, Tangerine Dream все еще черпали вдохновение из классической музыки и рока. Но это вскоре изменилось, когда в 1974-м вышел Phaedra, поменявший отношение слушателей к музыке группы. Именно с этого альбома стоит отсчитывать начало фирменного звука Tangerine Dream.

Coil: Musick to Play in the Dark

Задолго до того, как IDM начал шествие по миру, Питер Кристоферсон в составе Throbbing Gristle начал штурмовать электронную музыку 1970-х. Группа охарактеризовала свою музыку громким названием «индастриал», которое сразу привлекло к себе внимание. Throbbing Gristle настолько покорил слушателей, что даже сам Иэн Кертис из Joy Division отмечал их как личных фаворитов и источник вдохновения. После распада группы в 1980-м Питер Кристоферсон стал одним из основателей комьюнити Psychic TV, к которому вскоре присоединился Джон Бэланс его будущий любовник, а впоследствии сооснователь группы Coil.

Взяв все лучшее от Throbbing Gristle, эти двое окунули во мрак всю поп-музыку. Их кавер на песню «Tainted Love» группы Soft Cell вышел настолько мрачным, что клип на песню даже запретили в США. Хотя сам Марк Алмонд (солист Soft Cell) назвал версию Coil лучшим хитом 1985 года.

Musick to Play in the Dark нельзя назвать лучшим в карьере Coil по ряду причин. Но именно он подвел итоги уходящего 20-летия, соединив в себе все сильные стороны Coil. Атмосфера мрака и индастриал.

Aphex Twin: Selected Ambient Works 8592

Ричард Дэвид Джеймс главный любимец Radiohead (любовь не взаимная, кстати), экс-жилец Реутова (и это не шутка), а также обладатель самого странного чувства юмора (и не только) все это Aphex Twin. Наряду со своими земляками Autechre, Ричард сделал огромный вклад в популяризацию IDM. Но, в отличие от них, Aphex получил гораздо больше известности.

Творчество Aphex разделило людей на два лагеря. Одни считают его иконой электроники и называют чуть ли не основателем всех электронных жанров. Вторые же, кривя лицо, ругают его за излишнюю экспериментальность. Но Selected Ambient Works 8592 единогласно признан любителями электроники лучшим альбомом Ричарда, хоть релиз и не раскрывает его «странность». Как бы там ни было, про альбом 1992 года можно смело сказать: канон!

Boards of Canada: Music Has the Right to Children

На волне растущей популярности IDM, когда Aphex Twin шокировал людей своими экспериментами, а Autechre поддерживали градус электронного безумия жанра, на свет появился дуэт из Шотландии Boards Of Canada. Используя все те же инструменты, что и коллеги по IDM-сцене, Boards Of Canada придали жанру больше мелодичности и меланхолии.

Парадоксально, но до выхода дебютного альбома Music Has the Right to Children у BoC уже был лонгплей под названием Twoism. Как так вышло? Из-за того, что BoC решили выпустить Twoism самостоятельно, альбом не получил массовой огласки. Зато привлек внимание Warp Records крупнейшего лейбла электронной музыки.

Что же сделало Music Has the Right to Children особенным альбомом? Лонгплей из 18 треков настолько умно эксплуатировал хип-хоп, эмбиент и IDM, что помог сформировать стиль группы, за который их по сей день любят. Смесь аналоговых синтезаторов и тейп-рекордера придали пластинке вид взрослой медитации, что было в новинку для такой музыки.

Björk Post

Невозможно выделить лучший альбом в дискографии Бьорк, чтобы назвать его «глыбой», от которой стоит отталкиваться. Ее музыка непредсказуема, а каждый новый альбом пытается превзойти предыдущий, экспериментируя с новыми жанрами.

Ее дебютный альбом Debut, хоть и оказал влияние на поп-культуру, но не характеризует Бьорк в полной мере. В нем певица лишь пробует себя как сольный артист, а пластинка достаточно небогата на эксперименты.

Но ее второй альбом, Post, вышедший спустя 2 года, можно выделить как главный момент трансформации творчества. Здесь все так же присутствует отголосок ее «дебюта», но Бьорк проявляет себя уже с гораздо большим азартом, совмещая и брейкбит, и хаус, и все, что только попадется под руку.

The Avalanches: Since I Left You

Достаточно сложно назвать творчество The Avalanches электронной музыкой в привычном ее понимании. Здесь почти полностью отсутствует сложный синтез, редко встречается механизированный звук, а структура написания музыки полностью заимствована из хип-хопа. Так что же делает музыку австралийского дуэта «электронной»?

Перед тем как замолчать на целых 16 лет, австралийский дуэт оставил удивительный дебютный альбом Since I Left You. Альбом настолько близко соприкасался с хип-хопом, что такие артисты, как MF Doom, Danny Brown и даже Biz Markie горели желанием поработать с австралийцами. Дело в том, что The Avalanches стали мостом между уличной культурой и электронными гиками. Ведь битмейкеры, как и электронные продюсеры, музыкальные гики.

Daft Punk: Homework

Трудно поверить, что было время до «Get Lucky». До огромной пирамиды, которой управляли два «робота». Да и до самого образа роботов в масках, которые так долго скрывали лица двух главных воротил французского рейва. Томас Бангальтер и Ги-Мануэль де Омем-Кристо в 1990-е годы совершили революцию в танцевальной музыке: сидя у себя дома, заявили о французском хаусе на весь мир.

Смешав диско, хаус и техно в одном бурлящем котле, Daft Punk создали инновационный дебютный альбом Homework. Забавно, ведь альбом вышел спустя почти 20 лет с момента возникновения самого хауса. И это кажется символичным релизом, в котором мощная пластинка словно подвела итоги жанра за период существования.

LCD Soundsystem: Sound of Silver

В отличие от большинства электронных продюсеров, Джеймсу Мерфи было больше 30 лет, когда он основал LCD Soundsystem. В то время как Америку охватила новая волна рок-музыки, Джеймсу Мерфи хотелось вернуть жизнь диско. И ему, несомненно, это удалось. LCD Soundsystem послужил отправной точкой для развития танцевальной инди-музыки.

Музыка LCD походила на творчество New Order и Talking Heads, но была более танцевальной. Полный эмоциональных переживаний Джеймса Sound Of Silver является одной из самых смелых пластинок LCD Soundsystem. Помимо размытия границ между электроникой, диско и роком, пластинка может похвастаться сэмплом трека «Robots» от Kraftwerk. Такое получается не у многих.

Four Tet: Rounds

В то время как электронная музыка все больше походила на Железного дровосека, а от IDM и техно не было отбоя, Four Tet, сольный проект Кирана Хебдена, стал своего рода спасением. Сэмплинг всегда был одним из главных инструментов в электронной музыке, но никому из предшественников не удавалось достичь такого уровня манипуляции, который продемонстрировал Four Tet. Впервые разорванные в клочья сэмплы были представлены как осмысленные элементы музыки.

Тяга Кирана к джазу, хип-хопу, хаусу и этническим инструментам вылилась в новаторский альбом Rounds. Изобилие красок казалось непривычным для электроники того времени. Тем более если речь идет о танцевальной музыке.