Рецензии
by Андрей Филиппов  /  7 месяцев назад

Welfare Jazz

Viagra Boys

Второй альбом шведских пост-панковщиков, проливающий свет на личную жизнь группы

9  рейтинг Karmapolitan

Неожиданные откровения одной из самых любопытных групп в жанре

Первое прослушивание Viagra Boys обычно приводит неподготовленного слушателя к эмоциям типа «это что-то слишком странное». И происходит это потому, что их музыку описать как-то однозначно крайне сложно. В основе лежит довольно прямолинейный постпанк с четкой ритм-секцией, обозначенными мелодиями, синтами и саксофоном. Все это формирует зачастую довольно психоделичный звуковой ландшафт, но к этому мы еще вернемся.

Фото: Chris Almeida

На Welfare Jazz к общему концепту еще иногда примыкают кантри, блюз, синти-поп и серф. И если первый альбом отдавал больше панк-роком конца 1980-х, то от данного альбома я лично ощущаю очень сильное веяние Gorillaz времен Demon Days. Это было неожиданно, но хорошо!

Эти звуковые перемены уже были заметны на мини-альбоме Common Sense, вышедшем год назад. Но тогда они звучали скорее как эксперимент в духе «а что, если...», когда на Welfare Jazz они уже обрели заметно более взрослую и четкую форму. Можно сказать, что именно этот момент лучше всего показывает музыкальное развитие группы.

Но такова уникальность Viagra Boys не только в их музыкальной составляющей, но в эстетике в целом. Весь концепт группы строится вокруг «лирического героя» фронтмена Себастьяна Мерфи: он неприятен, он антисоциален, он употребляет, и он сам понимает, что находится на социальном дне. Но кажется, что ему там очень даже неплохо!

По крайней мере, так было во времена Street Worms. Да, на первом альбоме и последующем ЕР проскакивали небольшие ноты осознанности и раскаяния персонажа, но они были скоротечными и после них персонаж опять возвращался в свой «скоростной угар». На Welfare Jazz же мы в полной мере наблюдаем постепенное пробуждение героя, его осознание и запрос на перемены.

Связано это, конечно же, с появлением в его жизни женщины. Поначалу он всячески отрицает, что это событие может как-то его изменить, но через несколько песен он переживает свой собственный небольшой катарсис и ближе к окончанию альбома уже заявляет о желании уехать с ней куда-нибудь за пределы города.

И вот тут приходит пора для очень важного осознания: «лирический герой» Стефана в большей мере списан с него самого. Лично для меня это оказалось откровением: совсем недавно Мерфи признался, что долгое время был заложником «скоростей» и вот уже какое-то продолжительное время он полностью «чист». В этот момент катарсис настиг уже меня самого: «Так этот человек все время рассказывал нам не какие-то выдуманные ироничные истории про торчков с окраин Стокгольма, он рассказывал про себя?!» Ведь все это время он так натурально играл роль люмпенизированного парня с окраин!

Теперь я рассматриваю Viagra Boys не как простой китч-коллектив, а как серьезную, но ироничную и осознанную музыкальную единицу. И это понимание возвысило группу в моих глазах, ведь одно дело играть какую-то роль, а другое – рассказывать о реальности, как видишь ее ты сам. И Welfare Jazz сыграл огромную роль в этом осознании.

9 пар треников из 10!

9
Рейтинг Karmapolitan

0 комментариев