Мнение
by Андрей Филиппов  /  6 месяцев назад

Пост-хардкор: краткое руководство

Как разобраться в жанре, пережившим огромное количество звуковых метаморфоз за последние 30 лет?

Как разобраться в жанре, пережившим огромное количество звуковых метаморфоз за последние 30 лет?

Корни жанра лежат в начале 1980-х, во времена, когда панк-хардкор уже успел поднадоесть многим, в том числе и самим музыкантам. Тогда появилось потребность в чем-то более музыкальном, более сложном. Незадолго до этого образовался пос-тпанк, и на фоне этого эксперименты хардкорщиков стали по аналогии называть пост-хардкором.

Приставка «пост» – это обозначение не столько нового жанра, сколько нового эволюционного витка музыкантов из соответствующей жанровой сцены. То есть в данном случае это стремление хардкорщиков играть что-то большее, чем простой и прямолинейный панк-хардкор. Конечно же, в дальнейшем все пост-жанры формируются более четко, обрастают канонами. Но именно пост-хардкор получился самым разношерстным и сохраняет эту разношерстность по сей день.

Отцы-основатели и звучание первой волны

Как-то детально пост-хардкор того времени описать сложно: там и хардкорные ритмы, и джазовый саунд, и фанковая игра, и нойз-рок, и немного от пост-панка того времени, и кантри, и шугейз… Музыканты были рады вырваться за рамки хардкор-панка и экспериментировали со всем. Самыми именитыми представителями того периода можно считать Hüsker Dü, Rites of Spring и Minutemen.

Rites of Spring также принято считать родоначальниками эмокора. Эмокор формально считается поджанром пост-хардкора того времени, поэтому огромное количество групп, которые перечислены в этой статье, можно приписать и к нему. Основное отличие раннего пост-хардкора от раннего эмокора – более личная лирика, экспрессивный вокал и мелодичность. Так как тексты являются важной составляющей эмокора, в них часто говорилось про романтические переживания и неудачи, личностный поиск и ностальгию. Отсюда и родился термин «эмоциональный хардкор = эмокор».

Кто такой Йен МакКей?

Еще одним представителем раннего эмокора можно считать Embrace, собравшихся под впечатлением от Rites of Spring. Во главе группы был Йен Маккей, выросший из легендарных хардкорщиков Minor Threat. Именно он вложил очень много творческих сил в формирование огромного числа культурных феноменов того времени.

Йен Маккей | Фото: David Shankbone

Во-первых – с Minor Threat он фактически основал идеологию straight edge, да и в рамках панк-хардкора группа была крайне значима. Где-то в тот же период им был основан легендарный для жанра лейбл Dischord Records, существующий и по сей день. На нем выходило огромное количество пост-хардкор и эмокор-релизов того периода. Позднее Йен собрал Embrace, тем самым очень сильно популяризировал уже эмокор. И чуть позже, в конце 1980-х, его стараниями появились Fugazi. Их название в большинстве своем и используют ребята, что говорят про настоящий пост-хардкор из 1980-х.

Примечательно, что артисты из этой тусовки, помимо музыкальной составляющей, также ценили и общественную значимость сцены. Большая часть релизов того времени была сделана руками самих музыкантов, коммерциализации как таковой не было. Хотя, по заявлениям свидетелей того времени, мэйджор-лейблы очень активно пытались залезть в пост-хардкор. Получилось у них это далеко не сразу.

Вторая волна

Fugazi вместе с собой принесли в жанр некоторые изменения, которые можно назвать второй волной пост-хардкора. Артистичной составляющей стало заметно больше, сам жанр начал звучать авангарднее. Так же произошло интересное смешение с альтернативой того времени. Это вылилось в появление таких коллективов, как Jawbox, Quicksand и The Jesus Lizard. Jawbox в итоге все же оказались на мэйджор-лейбле и даже получили свою долю популярности благодаря синглу Savory. И это, по-моему, крайне заслуженно – трек просто шикарный!

Третья волна: выход на широкую публику

И тут на сцену выходит Росс Робинсон. Тот самый Робинсон, поспособствовавший становлению ню-метала, спродюсировав культовые альбомы Korn, Slipknot и Limp Bizkit. Из-под его крыла вышли альбомы двух крайне значимых пост-хардкор-коллективов: At The Drive-In и Glassjaw. Ландшафт немного изменился, потому что звук и уровень материала стали для жанра еще выше. Cтоит отметить, что именно этот период развития жанра можно считать началом появления групп, выросших не из панк-хардкор-сцены, а на более ранних пост-хардкор-группах.

Четвёртая волна и мэйнстримовый успех

Четвертой волной считаются те самые группы, которые многие относили к эмо-музыке в середине двухтысячных. My Chemical Romance, Alexisonfire, Taking Back Sunday, AFI, The Used, Thursday, Dance Gavin Dance, The Fall of Troy и еще множество коллективов. Именно на этих группах связь с DIY-эстетикой разорвалась напрочь из-за их коммерческого успеха. Основная характеристика тех групп: еще большая эмоциональность, большее утрирование текстов в сторону личных переживаний, более высокое качество звука.

Волна номер пять

Но самые высокие позиции чартов были достигнуты в конце нулевых и начале десятых силами Pierce the Veil и Sleeping with Sirens, с пятой волной пост-хардкора. Жанрово и по звучанию коллективы того периода сильно отличались от групп любой волны. Они звучали ещё легче. Вся эта электроника, высокий вокальный тембр, эксперименты с поп-панком и поп-музыкой в целом – по сути, это уже был другой жанр. К значимым представителям жанра того времени можно отнести: Alesana, The Amity Affliction, Attack Attack!, Falling in Reverse, Escape the Fate.

Новая волна и современное лицо жанра

Что же происходит с пост-хардкором прямо сейчас? Пришла новая волна! Когда одни группы пытаются воевать уже за миллионные аудитории, другие вновь обращаются к корням и уходят в подполье. Там они обретают хоть и ограниченный, но очень даже оформленный успех. Жанр откатился на 20 лет назад, при этом с оглядкой на современность. Группы в духе Title Fight, Touché Amoré и Turnstile делают музыку не такую громкую, как, например, Falling in Reverse, но оттого, возможно, более честную и пронзительную. Да здравствует новая волна!

Как это часто бывает, ты любишь тех исполнителей в жанре, с которыми познакомился первым делом. Для меня это были At The Drive-In и Alexisonfire, их я и считаю лучшими и по сей день. Но в то же время новая волна удивляет меня не меньше! Да и покопавшись в каждом историческом периоде пост-хардкора я откопал для себя с десяток интересных коллективов, довольно сильно трансформировавших музыкальный ландшафт для меня. Надеюсь, что и у вас получится испытать что-то схожее, пост-хардкор однозначно заслуживает вашего внимания!

0 комментариев