Рецензии
by Александр Куликовский  /  больше 1 года назад

Sound Ancestors

Four Tet / Madlib

Первый за долгие годы сольник соратника MF DOOM и J Dilla

8  рейтинг Karmapolitan

Первый за долгие годы сольник соратника MF DOOM и J Dilla.

Отис Джексон младший, известный под псевдонимом Madlib, – знаковая фигура для хип-хопа по большей части в разрезе лишь ее музыкальной составляющей. Это человек, до мозга костей одержимый силой грува и звуком улиц, но по своей воле отстраненный от всех вещей, визуально ассоциируемых с данной культурой. В этом плане Madlib очень похож на MF DOOM: погружаясь в творческий процесс, он может забыть о том, что пора считать деньги.

madlib sound ancestors review рецензия
Madlib | фото: Carl Pocket

Потому слушателей, шарящих за творчество J Dilla, MF DOOM и Madlib, традиционно отнесят к жанровым гикам даже при учете того, что за этими именами не нужно куда-то углубляться. Эта троица – замкнутые в себе музыканты, привыкшие работать в студиях-лабораториях, изготовляя не 5–8 треков за сессию, а десятки демок за раз, из которых до релиза доберется дай бог две. В конце 2020-х хип-хоп комьюнити прошло через скорбь – стало известно о смерти MF DOOM. Такие трагедии ещё раз напоминают нам всем ценить то, что мы имеем. А учитывая, что Madlib – последний в своем роде, преступно было бы пропускать его сольный альбом.

Но Sound Ancestors продюсер записывал не сам. Его компаньоном, отвечающим за аранжировки и целостность, выступил известный электронный музыкант Four Tet. Сразу следует понять, что этот альбом использует хип-хоп лишь как инструмент. Прописанные вручную биты открывают целый ряд порталов, позволяющих отправиться в кругосветное путешествие, что так сложно представить в период пандемии. Но творчество Madlib и работа воображения – это две неразрывные точки, взаимодействующие на протяжении всей его карьеры.

Лишний раз убедиться в этом помогает новый альбом, при прослушивании которого можно наткнуться на ряд инокультурных артефактов: от африканских мотивов и ярко выраженного захода на территорию фламенко до семплов малоизвестной бразильской группы, исполняющей психоделический фанк в духе Thundercat.

Madlib изящно обходится с семплами, которые можно найти только в процессе маниакального диггинга. Есть семпл из альбома Street and Gangland Rhythms группы Six Boys in Trouble, основанной шестью афроамериканцами в возрасте от 10 до 12 лет. На Spotify у них всего несколько тысяч прослушиваний, а сам альбом вышел аж в 1959 году. На Sound Ancestors можно услышать и рок-музыку периода вьетнамской войны (хотя записана в Австралии) – именно этот отчаянный бронебойный звук помогает задать тон всему альбому в треке «The Call».

Примечательно, что Отис спрятал в трек-листе трибьют J Dilla, который также умел делать музыку без участия рэперов более говорящей, чем многие работы с речитативом. Sound Ancestors идет по тому же пути, поэтому не удивляйтесь, если услышите засемплированный голос Снуп Догга – так надо.

Этот альбом – необязательная дань эпохе. Временам, когда битмейкеры были на своей закрытой радиоволне. Тогда хип-хоп рождался из импровизаций, а семпл неизвестной группы получал второе дыхание и настоящее величие.

В случае Madlib это еще и повод напомнить, на что способен легендарный продюсер, – не только слушателям, но и ему самому. Это материализовавшийся полет фантазии, который должен дать ему пинка под зад и заставить выпускать еще больше новой музыки, потому что изначально он вообще не планировал делать альбом. Если из его битов можно собрать такую пластинку, то что еще найдется в закромах Отиса?

Может, наработки для сиквела Madvillainy? А вдруг выйдет тот самый альбом с Thundercat, который он тизерил в интервью NY Times. Вариантов много, но в первую очередь хотелось бы чаще слышать золотые голоса современной хип-хоп-культуры на его битах: от Фредди Гиббса и Кендрика Ламара до Earl Sweatshirt и Brockhampton. Хочется, чтобы такой музыки определенно было больше.

8
Рейтинг Karmapolitan