Рецензии
by Александр Куликовский  /  7 месяцев назад

Sound Ancestors

Four Tet / Madlib

Первый за долгие годы сольник соратника MF DOOM и J Dilla

8  рейтинг Karmapolitan

Первый за долгие годы сольник соратника MF DOOM и J Dilla.

Отис Джексон – младший, известный под псевдонимом Madlib, – знаковая фигура для хип-хопа не в разрезе целой культуры, а лишь ее музыкальной составляющей. То есть это такой человек, который вроде бы до мозга костей одержим силой грува и звуком улиц, но по своей воле отстранен от всех тех вещей, которые визуально ассоциируются с данным культурным пластом. В этом плане он очень похож на MF DOOM: погружаясь в творческий процесс, он может забыть о том, что пора считать деньги.

Madlib | фото: Carl Pocket

Потому слушателей, шарящих за творчество Диллы, Дума и Мэда, следует отнести к жанровым гикам даже при учете того, что за этими именами не нужно куда-то углубляться – они всегда были на поверхности. Эта троица – замкнутые в себе музыканты, привыкшие работать в студиях-лабораториях, изготовляя не 5–8 треков за сессию, а десятки демок за раз, из которых до релиза доберется дай бог две. В конце 2020-х хип-хоп комьюнити прошло через скорбь – стало известно о смерти MF DOOM. Такие трагедии ещё раз напоминают нам всем ценить то, что мы имеем. А учитывая, что Madlib – последний в своем роде, преступно было бы пропускать его сольный альбом.

Sound Ancestors продюсер записывал не сам. Его компаньоном, отвечающим за аранжировки и целостность, выступил знаменитый электронщик Four Tet. Сразу следует понять, что этот альбом использует хип-хоп лишь как инструмент: прописанные вручную биты открывают целый ряд порталов, позволяющих отправиться в кругосветное путешествие, что так сложно представить в период пандемии. Но творчество Madlib и работа воображения – это две неразрывные точки, которые взаимодействуют на протяжении всей его карьеры.

Лишний раз убедиться в этом помогает новый альбом, при прослушивании которого можно наткнуться на ряд инокультурных артефактов: от африканских мотивов и ярко выраженного захода на территорию фламенко до семплов малоизвестной бразильской группы, исполняющей психоделический фанк в духе Thundercat.

Madlib изящно обходится с семплами, которые можно найти только в процессе маниакального диггинга. Есть семпл группы Street and Gangland Rhythms, основанной шестью афроамериканцами в возрасте от 10 до 12 лет – на Spotify у них всего несколько тысяч прослушиваний, а сам альбом вышел аж в 1959 году. Есть и рок-музыка периода вьетнамской войны (хотя записана в Австралии) – именно этот отчаянный бронебойный звук помогает задать тон всему альбому в треке «The Call».

Примечательно, что Отис спрятал в трек-листе трибьют J Dilla, который также умел делать музыку без участия рэперов – она в каком-то смысле была разговорчивее, чем многие работы с речитативом. Sound Ancestors идет по тому же пути, поэтому не удивляйтесь, если услышите засемплированный голос Снуп Догга – так надо.

Этот альбом – необязательная дань эпохе. Временам, когда битмейкеры были на своей в каком-то смысле закрытой радиоволне. Когда хип-хоп рождался из импровизаций, а семпл неизвестной группы получал второе дыхание и настоящее величие.

В случае Madlib это еще и повод напомнить, на что способен легендарный продюсер, – не только слушателям, но и ему самому. Это материализовавшийся полет фантазии, который должен дать ему пинка под зад и заставить выпускать еще больше новой музыки, потому что изначально он вообще не планировал делать альбом. Если из его битов можно собрать такую пластинку, то что еще найдется в закромах Отиса?

Может, наработки для сиквела Madvillainy? А вдруг выйдет тот самый альбом с Thundercat, который он затизерил в интервью NY Times. Вариантов много, но в первую очередь хотелось бы чаще слышать золотые голоса современной хип-хоп-культуры на его битах: от Фредди Гиббса и Кендрика до Эрла и группы Brockhampton. Его музыки должно быть больше.

8
Рейтинг Karmapolitan

0 комментариев