Новости
8 месяцев назад

Умер пианист Чик Кориа

Разбираемся, кем он был, и почему это большая потеря для всего мира музыки

Разбираемся, кем он был и почему это большая потеря для всего мира музыки.

Фото: Ice Boy Tell

Чик Кориа – американский пианист, композитор и бэнд-лидер – умер вчера ночью от редкой формы рака, которую диагностировали у музыканта совсем недавно. Скорбь по ушедшему из жизни 79-летнему пианисту уже выразили музыканты совершенно разных жанров и поколений. Посты с воспоминаниями о Чике опубликовала R&B-звезда 1980-х Анита Бейкер, бас-гитарист Parliament-Funkadelic Бутси Коллинз, рэпер Q-Tip из группы A Tribe Called Quest, электронный дуэт Disclosure, британский рэпер Ghostpoet, восходящая звезда джаза Джейкоб Коллье и много других знаменитых музыкантов. Что заставило всех этих людей называть Чика Кориа гением и что осталось в музыкальном мире после него? Давайте разбираться, погрузившись в его карьеру.

Чик стоял у истоков нескольких жанров инструментальной музыки, создававшихся с 1960-х годов до нашего времени. Появление фьюжна – дело рук Чика и его коллег по сцене.

Кориа начал свою карьеру в 1960-х годах, когда в джазовом мире наибольший интерес вызывал модальный джаз и свободные эксперименты. Лидирующие позиции тогда занимали такие музыканты, как Джон Колтрейн (он в 1964-м году выпустил знаковый альбом A Love Supreme), Майлз Дэвис (к тому моменту практически достигнувший статуса легенды за Kind of Blue и другие работы), а также Билл Эванс, Эрик Долфи, Орнетт Коулмен и многие другие. Кориа быстро влился в существующую музыкальную сцену. Он выпустил два сольных альбома и сыграл с Сарой Вон (на тот момент уже знаменитой певицей). В конце 1960-х годов Чик получил приглашение присоединиться к группе Майлза Дэвиса, заменив только что ушедшего пианиста Херби Хэнкока. Вместе со знаменитым трубачом и другими музыкантами Чик Кориа фактически принял участие в становлении жанра, известного ныне как фьюжн. Несколько альбомов Майлза, которые большинство фанатов джаза ставят высоко в списке любимых записей трубача, были записаны с Чиком на фортепиано и синтезаторах. Например, Чик принимал участие в записи альбомов Filles de Kilimanjaro, Bitches Brew, In A Silent Way, On The Corner и Big Fun.

Покинув коллектив Дэвиса, Чик продолжил расширять границы нового жанра. Пианист создал авангардный квартет Circle, который просуществовал совсем недолго, однако оставил после себя три альбома и определил дальнейшее направление карьеры музыканта.

Следующим шагом было основание группы Return to Forever со Стэнли Кларком на басу, Джо Фарреллом на сопрано-саксофоне и флейте, Эйрто Морейрой на барабанах и Флорой Пурим на вокале. В 1972 году коллектив выпустил знаковый альбом Light as a Feather, который стал коллекцией мелодичных джазовых песен, вдохновленных бразильской музыкой. Альбом включил в себя самую известную композицию пианиста «Spain», live-версию которой можно послушать ниже.

Через год группа сменила направление в сторону джаз-рока, пригласив барабанщика Ленни Уайта и гитариста Билла Коннорса. Релиз альбома Hymn of the Seventh Galaxy моментально возвысил коллектив до статуса живых легенд фьюжена, поставив Return to Forever в один ряд с такими группами, как Mahavishnu Orchestra и Weather Report.

Дальнейшая работа Return To Forever продолжила начатое и еще больше привлекла внимание фанатов рока (он гремел в 1970-х по всему миру) к джазовой музыке. Каждый год группа, теперь с виртуозным Элом Ди Меолой на гитаре вместо Билла Коннорса, выпускала по новому альбому, стирая границы между джазом и роком. В 1975-м году RTF получили премию «Грэмми» за пластинку No Mystery, а выпущенный в следующем году Romantic Warrior стал самым продаваемым альбомом группы с более чем 500 000 проданных копий. Для сравнения: золотая сертификация есть также у альбома A$AP Rocky Testing, только в 1970-е годах все слушатели должны были прийти в магазин и купить физическую копию альбома, а не включить ее на телефоне по дороге на работу.

Чик Кориа никогда не останавливался и постоянно экспериментировал.

Подобно Майлзу Дэвису, с которым Чик много учился и работал, пианист круто менял направление своего творчества каждые несколько лет. Так, в конце 1970-х годах, распустив свой джаз-рок-коллектив, Чик внезапно объединился с Херби Хэнкоком, другим маэстро-экспериментатором. С ним он отправился в тур, исполняя музыку исключительно дуэтом на двух роялях. Херби и Чик стали одними из первых, кто начали использовать синтезаторы и электропианино в джазовой музыке, пропуская звуковой сигнал через педали эффектов.

В начале 1980-х годов Кориа вернулся к свинговым истокам, записавшись с саксофонистом Майклом Брекером, басистом Эдди Гомезом и барабанщиком Стивом Гэддом. Дальше количество экспериментов только росло: пианист успел помочь R&B-певице Чаке Хан зайти на территорию джаза, поработать с легендарным трубачом Фредди Хаббардом, записать несколько сольных произведений на фортепиано, создать сюиту в пяти частях для фортепиано, флейты, французской трубы и струнного квартета, а затем снова уйти в электрическое звучание с The Chick Corea Elektric Band.

Вместе с новым коллективом Чик записал пять альбомов-боевиков (Elektric Band (1986), Light Years (1986), Eye of the Beholder (1988), Inside Out (1990) и Beneath the Mask (1991) – всех их можно использовать в качестве учебников по современному фьюжну. Чтобы сбалансировать жанровое разнообразие, параллельно был создан Akoustik Band, где в составе трио Чик играл без использования электрических приборов и инструментов.

В начале 1990-х годов Кориа запустил свой собственный лейбл Stretch Records. Чик не хотел фокусироваться на определенном жанре и выпускал альбомы, включая свои собственные, которые привносили свежий взгляд на музыку. В конце 1990-х и начале 2000-х годов артист записывался с большими оркестрами и камерными бэндами, пока не начал интересоваться классической музыкой. Это увлечение вытекло в коллаборацию с Лондонским филармоническим оркестром в 2000 году, совместный концерт с которым проложил связь между джазовой и классической музыкой.

Второй классический концерт Чика Кориа состоялся в 2006-м году. Пианиста пригласили отдать дань Моцарту, сыграв на 250-й годовщине со дня рождения композитора. Тогда Чик выступил с Баварским камерным оркестром и вместе с музыкантами поехал в тур по всей Европе. После этого артист не уставал собирать новые коллективы и организовывать реюнионы со старыми. За последние 10 лет он успел несколько раз объехать земной шар, записать дуэты с японской пианисткой Хироми и снова поработать со Стэнли Кларком, создать проект The Vigil с представителями молодой школы джаза – все это, не переставая учиться и продвигать музыкальную культуру по всему миру.

Последним выпущенным альбомом пианиста стала соло-пластинка Plays, записанная на live-сессии в 2020 году. Здесь он показал все, чем вдохновляется, включая классическую музыку, бибоп и фьюжн. Он продемонстрировал все разнообразие своих музыкальных навыков, которые оттачивал с четырехлетнего возраста.

Чик Кориа 23 раза получал премию «Грэмми» и более 60 раз был на нее номинирован.

Такое количество статуэток ставит артиста на восьмое место по количеству полученных наград за всю историю (выше него в списке – Beyoncé, Куинси Джонс и композитор Джон Уильямс) и на первое место среди джазовых музыкантов. Он получал номинации на «Грэмми» на протяжении 48 лет, и, учитывая общую продолжительность его карьеры в 54 года, эта цифра, действительно, впечатляет. В этом году Чик может получить статуэтку посмертно – он номинирован в категориях "Лучшее импровизированное соло" в композиции «All Blues» и "Лучший джазовый инструментальный альбом" за совместный с басистом Кристианом МакБрайдом и барабанщиком Брайаном Блейдом – лонгплей Trilogy 2.

До конца своих дней Кориа продолжал заниматься и повышать свой исполнительский и композиторский уровень. На карантине он проводил прямые трансляции в фейсбуке, где не просто исполнял свои лучшие композиции под лайки и виртуальные аплодисменты, а регулярно занимался на фортепиано на глазах у слушателей и фанатов. Благодаря такой самоотверженности и любви к своему делу Чика Кориа уважают музыканты и любители музыки совершенно разных культур и возрастов. Этот человек никогда не останавливался, беспрестанно работая над новым материалом. Страсть к экспериментам и нежелание повторяться позволили ему оставаться актуальным и востребованным музыкантом на протяжении шести десятилетий.

0 комментариев